Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ЖИЗНЬ И ХАРАКТЕРЪ СВ; АН. ІАКОВА „ЬГА'ІА ГОРДЦдыд . ’.ТіТ Іёдьную цѣну, что на ученость грековъ и римлянъ смотрѣли почти
неразумною подозрительностью и даже съ невѣжественнымъ
Презрѣніемъ. ’ - •Іл Іудейская мудрость гораздо болѣе занималась практическою
^жизнью, чѣмъ умозрѣніями. Мудростью такого рода въ значи¬
тельной степени и занимается посланіе св. Іакова (і, 5—8;
?хп, 13;—17). Среди учительныхъ книгъ Ветхаго Завѣта онъ осо¬
бенно часто ссылается на книгу Притчъ. Тонъ своего посланія
инъ очевидно заимствовалъ у пророковъ своего народа; но уроки,
которымъ онъ придавалъ особенно высокую важность, суть уроки
той личной мудрости, богатымъ выраженіемъ которой служили
книги Соломона и основанная имъ школа. Но св. Іаковъ изучалъ не одно только св. Писаніе. Намъ не¬
извѣстно, чтобы Спаситель когда либо ссылался на неканониче¬
скія книги, хотя имѣется два-три мѣста, дѣлающихъ возможнымъ
предположеніе, что Онъ тамъ ссылается на пихъ. Что же касается
св. Іакова, то какъ онъ, такъ и его братъ св. Іуда, обнару¬
живаютъ несомнѣнное знакомство съ неканоническими писаніями.
Св. Іуда, какъ мы видѣли, дѣлаетъ прямую ссылку на апокрифи¬
ческую книгу Еноха и указываетъ на другія обстоятельства, ко¬
торыя онъ могъ заимствовать только изъ апокрифическаго пре¬
данія. Другими словами, св. Іуда былъ въ значительной степени
тѣмъ, что раввины назвали бы гагадистомъ, т. е. человѣкомъ, ко¬
торый болѣе занимался аллегоріями, сказаніями и историческими
данными, чѣмъ законническими правилами галахи. У св. Іакова
нѣтъ такихъ намековъ на сказанія. Но съ другой стороны онъ
обнаруживаетъ удивительную любовь къ двумъ лучшимъ некано¬
ническимъ книгамъ Ветхаго Завѣта, именно къ книгамъ „Пре¬
мудрости Соломоновой* и „сыиа Сирахова“. На эти книги онъ
дѣлаетъ не менѣе тринадцати ссылокъ на короткомъ пространствѣ
пяти главъ. Странно сказать, эти намеки у него болѣе многочи¬
сленны и опредѣленны, чѣмъ даже тѣ, которые онъ дѣлаетъ на
каноническія книги Ветхаго Завѣта. Это будетъ видно изъ пред¬
ставляемаго нами дальше сопоставленія параллельныхъ мѣстъ.
Сосчитано, что онъ, болѣе или менѣе прямо, намекаетъ на книгу
Іова шесть разъ, на книгу Притчъ по меньшей мѣрѣ десять разъ,
на книгу Премудрости Соломоновой по крайней мѣрѣ пять разъ 34),
а на книгу „Премудрости Іисуса сына Сирахова* болѣе пятнад¬
цати разъ В6). Достаточно только взглянуть на его посланіе, чтобы
видѣть, что особенно сильное вліяніе на него имѣла нагорная
проповѣдь, на которую онъ ссылается четырнадцать разъ; но онъ
воспользовался ея ученіемъ для того, чтобы вдохнуть новую жизнь
: въ ■ прекрасное, хотя и неканоническое, разсужденіе сына Сира¬