Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
320 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. ную форму нравственности, которая была не только энергическою,
но даже» и суровою въ своей благочестивой строгости. Онъ выросъ
среди людей, отличавшихся прекрасною и простою натурой,—среди
тѣхъ, души которыхъ при внѣшнемъ проявленіи обнаруживали пы¬
лавшій въ нихъ уогонь сочувствія ко всему великому и святому,
а разсматриваемыя внутри показывали безконечную скромность.
О. другихъ его братьяхъ мы ничего не знаемъ; но тѣ же самыя
характеристическія черты можемъ прослѣдить въ душѣ его брата,
св. Іуды. Нельзя ли предполагать, что постоянная любовь къ добру
и постоянное презрѣніе ко злу доведены были въ ихъ душахъ
до необычайной степени напряженія вслѣдствіе ихъ общенія съ
Тѣмъ, который былъ святъ, непороченъ и совершененъ? Одинъ
результатъ этого общенія мы можемъ прослѣдить въ сильнѣйшей
вѣрѣ, которую св. Іаковъ питаетъ къ дѣйственности молитвы.
Обязанность и польза молитвы занимаетъ не малую часть въ ученіи
его посланія, и онъ говоритъ объ этомъ какъ человѣкъ, постигшій
этотъ урокъ отъ Господа Іисуса а2). Въ этомъ и во всѣхъ другихъ
отношеніяхъ присутствіе Сына Божія въ скромномъ назаретскомъ
домѣ неизбѣжно должно было производить то вліянье, которое
могло лишь возбуждать въ сердцахъ добрыхъ людей даже болѣе
глубокій ужасъ къ пороку, чѣмъ какой такія натуры могли бы
сами извлечь изъ воспитанія ихъ своими праведными родителями
и изъ прилежнаго изученія св. Писанія. Въ посланіяхъ какъ св. ап.. Іакова, такъ и св. Іуды, мы за¬
мѣчаемъ близкое знакомство съ книгами св. Писанія. Библія со¬
ставляла ихъ главную библіотеку. У св. Іакова мы можемъ даже
замѣтить, какія части св. Писанія имѣли для него особенно при¬
тягательную силу, равно какъ и то впечатлѣніе, какое они
оставляли на его душѣ. Онъ указываетъ на Авраама, Раавъ,
Илію; ссылается на Пятокнижіе, Псалмы, пророка Исаію и Амоса.
Въ книгѣ послѣдняго пророка онъ нашелъ главный доводъ для
своей рѣчи, которая имѣла столь громадное вліяніе на распро¬
страненіе христіанства, и отголосокъ его взглядовъ можно видѣть
въ двухъ мѣстахъ его посланія 33). Но онъ полнѣе всего воспри¬
нялъ въ себя духъ тѣхъ ветхозавѣтныхъ писателей, которые за¬
нимаются практическою мудростью, называемою іудеями Хокма.
Они думали, и совершенно справедливо, что они обладали нрав¬
ственною „ мудростью “, которая была исключительнымъ наслѣ¬
діемъ ихъ рода. Это не была „философія"; въ ней было слиш¬
комъ мало систематичности; она слишкомъ много основывалась
на практическомъ опытѣ и внушеніяхъ, стоявшихъ выше всякаго
доказательства, чтобы соотвѣтствовать обыденному значенію этого
термина'.' Но еврействующіе іудеи придавали ей столь исключи-