Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ЖИЗНЬ И ХАРАКТЕРЪ СВ. АП. ІАКОВА „БРАТА ГОСПОДНЯ“. 319 яималъ печати завѣта, не оставлялъ своихъ языческихъ правилъ
и не становился пришельцемъ правды. Каковы бы ни были болѣе
раннія убѣжденія св. ап. Іакова, но въ концѣ коицевъ, онъ
пришелъ къ убѣжденію, что левитскій законъ есть слишкомъ
тяжкое иго, чтобы его носить язычникамъ 29); и въ послѣдующей
своей жизни онъ поучалъ іудеевъ разсѣянія, что единственная
обрядность, которая была чистою и незапятнанною предъ Богомъ,
была обрядность христіанской снисходительности, дѣятельность
христіанской любви (Іак. і, 26, 27). Но воспитывался ли онъ въ традиціонныхъ правилахъ и мнѣ¬
ніяхъ іудейской схоластики или нѣтъ, мы во всякомъ случаѣ знаемъ,
что онъ былъ строгимъ приверженцемъ Моисеева закона н вѣрнымъ
исполнителемъ левитскаго богослуженія. Его воспитателя и, въ
нѣкоторомъ смыслѣ, отца, Іосифа, ев. Матѳей называетъ „мужемъ
праведнымъ “. Это слово для іудейскаго слуха даетъ болѣе опре¬
дѣленное значеніе, чѣмъ какое оно даетъ для насъ. Оно означаетъ
не только то, что онъ былъ человѣкъ честный, добросовѣстный и
прямодушный, какъ мы видимъ по его дѣйствіямъ при всѣхъ со¬
бытіяхъ рождества и дѣтства Спасителя,- но также и то, что онъ
заботился объ особенно тщательномъ исполненіи всѣхъ требованій
Моисеева закона. Праведнымъ мужемъ былъ тотъ, кто давалъ де-
сятины, ходилъ на годичные праздники, содержалъ установ¬
ленные посты, помнилъ и тщательно соблюдалъ субботу, присут¬
ствовалъ въ синагогѣ, читалъ предписанныя молитвы, соблюдалъ
правила левитскаго очищенія, почиталъ великихъ раввиновъ, но¬
силъ установленныя кисти и филактеріи, постоянно изучалъ запо¬
вѣди, постановленія, свидѣтельства, законъ, словомъ—волю Бога,
заключавшаго завѣтъ съ его отцами (Пс. схѵш; Матѳ, і, 19; Лук.
хгш, 12). Быть „праведнымъ мужемъ“ согласно іудейскому воз¬
зрѣнію значило быть евреемъ изъ евреевъ, ходить во всѣхъ за¬
повѣдяхъ и постановленіяхъ Господа непорочно (Лук. і, 6). И
таковъ именно былъ характеръ жизни Святаго семейства. Не только
самъ Іосифъ ежегодно ходилъ въ Іерусалимъ на праздникъ Пасхи,
но его сопровождала и Пресв. Дѣва Марія, хотя, въ виду утомитель¬
ности и опасности путешествія, раввины не считали необходимымъ
для женщинъ сопровождать своихъ мужей 80). Такимъ образомъ
несомнѣнно, что св. Іаковъ былъ воспитанъ въ атмосферѣ стро¬
гаго іудейства, быть можетъ не чуждаго того пламеннаго патріо¬
тизма и безграничнаго благоговѣнія предъ преимуществами іудей-
ткаго народа, которыми вообще отличались галилеяне 31) и которыя,
съ случаѣ ослабленія должнаго контроля, легко могли вырождаться
въ ярое изувѣрство и высокомѣрную исключительность. Но въ св. Іаковѣ эти особенности принимали болѣе благород¬