Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
318 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. Нѣтъ надобности еще разъ останавливаться на характеристикѣ
того воспитанія- іудейскаго мальчика, которое ыы уже описывали
въ своихъ, прежнихъ двухъ сочиненіяхъ („Жизнь Іисуса Христа*
и „Жизнь и труды св. ап. Павла*). Св. Писаніе ветхаго завѣта,
какъ извѣстно, составляло главную основу воспитанія мальчика во
всякомъ истомъ израильскомъ семействѣ, и дѣти начинали изучать
его съ пятилѣтняго возраста и продолжали это изученіе до воз¬
мужалости, только дополняя его ученіями книжниковъ 26). Эти
ученія, подъ двумя видами: тлахоѳг и гагадоѳг (изъ которыхъ одни
главнымъ образомъ состояли изъ обрядовыхъ правилъ, а другія изъ
измышленныхъ сказаній), впервые были собраны во второмъ сто¬
лѣтіи раввиномъ Іудой Святымъ (Гаккодешъ) и составили Мишну 21).
Въ теченіе столѣтій они расширялись вслѣдствіе постояннаго при¬
ращенія Гемары, пока не наполнили собою двѣнадцати большихъ
•томовъ, составляющихъ теперешній „Іудейскій Талмудъ*. Мы, ко¬
нечно, не можемъ съ достовѣрностью сказать, въ какомъ именно
объемѣ это ученіе существовало въ началѣ христіанской эры; но
сущность іудейскаго ученія въ то время состояла въ повтореніи
прежнихъ правилъ и мнѣній, и значительная часть этихъ пра¬
вилъ и мнѣній приписывается Гиллелю и ІПаммаи, равно какъ и
другимъ великимъ раввинамъ, частью современникамъ, а частью
жившимъ раньше Христа. Еще съ меиыпею достовѣрвостыо можно
опредѣлить, сколько изъ этого ученія могло проникать въ семей¬
ства и школы презрѣннаго галилейскаго городка, если только тамъ
вообще были какія нибудь школы. Но бесѣды Христа показываютъ,
что Онъ былъ знакомъ съ понятіями, лежавшими въ самой основѣ
раввинской системы (Матѳ, ххп, 16—22, 25; Марк. ѵп, 5—13
и проч.); и когда Онъ пришелъ къ открытому разрыву съ фари¬
сеями Іерусалима, то показалъ Свое крайнее неодобреніе тому
духу, который отождествлялъ ихъ обрядовыя мелочи и омертвѣлыя
формулы съ истинною религіею. Языкъ св. ап. Іакова показы¬
ваетъ, что въ позднѣйшее время онъ во всякомъ случаѣ принялъ
истины, провозглашенныя Спасителемъ. До времени своего обра¬
щенія онъ однакоже относился къ фарисейскимъ преданіямъ съ
высокимъ почтеніемъ. Сущность фарисейства состояла въ преуве¬
личенномъ превозношеніи закона, какъ въ его нравственныхъ на¬
чалахъ, такъ и въ обрядности, и въ безконечномъ развитіи пе¬
дантической тщательности, съ которою соблюдались его установ¬
ленія. Цѣль этого развитія состояла въ томъ, чтобы заключить
законъ въ особую, недоступную для другихъ, ограду 28), изъ ко¬
торой,,іудей не могъ вырваться, не навлекая на себя кары отлу¬
ченія, и въ которую ни одинъ язычникъ не могъ проникнуть съ
надеждой на полученіе особыхъ преимуществъ, пока онъ не при-