Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПШРББГЕ ДЛИ ХРИСТІАНСТВА. 1 кая же это Марія? Очевидно, это не матерь Іисуса: иначе она
не была бы названа такъ. Слѣдовательно, это другая Марія, та,
которую ев. Іоаннъ ставитъ у креста рядомъ съ Матерію Спаси¬
теля, которая, по его словамъ, была ея сестра, т. е. ея родствен¬
ница вообще или подруга, и которую онъ называетъ Маріей Клео-
новой или женой Клеоны и матерью Іакова и Симона (Іоан,
хіх, 25). Здѣсь, такимъ образомъ, мы видимъ уже поименован¬
ными два брата Спасителя, которые могутъ быть Ему только
двоюродными. Прибавимъ къ этому, что у Іакова, называемаго
нѣсколько разъ сыномъ Алфея (или, что тоже, Клеоны, Халпая),
■былъ братъ Іуда 2|) и что, по свидѣтельству Егезиппа (ф 180),
приводимому Евсевіемъ Кесарійскимъ 2І), Симонъ или Симеонъ,
послѣдній изъ четырехъ братьевъ Іисуса, какъ они перечисляются
■ев. Маркомъ (ѵі, 3), былъ преемникомъ послѣ осады Іерусалима
Іакову Малому, такъ какъ онъ подобно ему былъ сыномъ Клеопы 23).
Такимъ образомъ всѣ эти положительныя данныя съ достаточ¬
ностью показываютъ, что четыре лица, называемыя въ евангельскомъ
повѣствованіи братьями Іисуса, были по отношенію- къ Нему не
болѣе какъ Его двоюродные братья. Не смотря- однакоже на эти данныя, способныя удовлетворить
всякій непредубѣжденный умъ, нужно помнить, что церковное
преданіе не рѣшаетъ этого вопроса категорически, и рядомъ съ
разсмотрѣннымъ взглядомъ есть другой, первымъ выразителемъ ко¬
тораго является св. Епифаній, | 367 г. по Р. Хр. Но этому
взгляду подъ „братьями Господними* разумѣются сыновья Іосифа
обручника, отъ его перваго брака. Бл. Ѳеофилактъ принимаетъ
этотъ взглядъ въ томъ видѣ, что это были его дѣти отъ деверскаго
брака съ вдовою своего умершаго бездѣтнымъ брата Клеопы. Но
взглядъ этотъ былъ отвергаемъ бл. Іеронимомъ въ качествѣ йеіі-
гашепіа аросгурЬогпш, „апокрифическихъ бредней*. И дѣйстви¬
тельно положительныя данныя въ его пользу можно находить
только въ апокрифическихъ сочиненіяхъ или такъ называемыхъ
апокрифическихъ евангеліяхъ.- Самое древнее изъ нихъ есть „иер-
воевангеліе Іакова* 24), которое однакоже вноситъ новую пута¬
ницу въ разсматриваемый вопросъ, заявляя, что у Іосифа не было
дочерей (вопреки Марк. ѵі, 3). Такъ называемое „евангеліе лже-
Матѳея* называетъ Іакова „первороднымъ сыномъ Іосифа* **),
что еще болѣе нротиворѣчитъ прямымъ выраженіямъ новозавѣт¬
ныхъ писателей и еще болѣе затемняетъ дѣло. Въ виду такого состоянія дѣла, для нашей цѣли будетъ до¬
статочно .ограничиться тѣми положительными данными, которыя
изложены выше и рѣшаютъ вопросъ въ пользу взгляда бл. Іеро¬
нима,—взгляда, принятаго церковію.