Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ага ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. въ одно семейство, вслѣдствіе чего о нихъ уже говорили не какъ
о двоюродныхъ братьяхъ, а просто какъ о „братьяхъ6? Замѣча¬
тельно. при этомъ, что пресв. Марія нигдѣ и никогда не назы¬
вается матерію четырехъ упомянутыхъ братьевъ. Третье возраженіе, указывающее на то, что Іаковъ апостолъ
называется сыномъ Алфея, а не Клеоны, само собою падаетъ въ
виду того, что имя Алфей есть лишь греческая форма имени
Клеопа и слѣдовательно подъ ними разумѣется одно и тоже лицо.
Болѣе вѣса невидимому имѣетъ четвертое возраженіе, что будто бы
изъ сравненія Іоан, ѵп, 5 съ ѵі, 67—70 съ необходимостью
вытекаетъ заключеніе, что ни одинъ изъ четырехъ „братьевъ
Господнихъ* не былъ въ числѣ двѣнадцати. Но и это возраженіе
не непреоборимо. Когда многіе изъ учениковъ оставили Іисуса
Христа, ап. Петръ отъ имени двѣнадцати произнесъ теплое вы¬
раженіе вѣры и любви; и послѣ этого, вѣроятно шесть мѣсяцевъ
спустя, евангелистъ заявляетъ, что и „братья Его не вѣровали въ
Него“. Слѣдуетъ ли отсюда, что всѣ его братья не вѣровали въ
Него? Сравнимъ другія мѣста въ св. Писаніи. Евв. Матѳей и
Маркъ повѣствуютъ, что разбойники издѣвались надъ Спасителемъ
на крестѣ. Должны ли мы въ виду этого не вѣрить ев. Лукѣ/
(ххш, 89, 40), который говоритъ, чтѳ одинъ изъ разбойниковъ
раскаялся и не издѣвался? Евв. Лука и Іоаннъ говорятъ, что
воины подносили къ Спасителю уксусъ.' Должны ли мы думать
изъ этого, что всѣ воины дѣлали это? или же, какъ повѣтствуютъ
евв. Матѳей и Маркъ, одинъ только изъ нихъ сдѣлалъ это (Лук.
ххш, 36; Іоан, хіх, 29; Марк. хѵ, 36; Матѳ, ххѵп, 48)? Ев.
Матѳей говоритъ, что „ученики Его“ негодовали, когда Марія
вылила мѵро на голову Спасителя. Должны ли мы предполагать
отсюда, что всѣ они негодовали? или же, согласно съ Іоан, хп,
4 и Марк. хіѵ, 4, должны относить это выраженіе только къ
Іудѣ Искаріоту и быть можетъ нѣкоторымъ другимъ? Въ виду
этихъ примѣровъ отнюдь нѣтъ необходимости также предполагать,
что ев. Іоаннъ, говоря о невѣріи братьевъ Господнихъ въ мес¬
сіанское достоинство Спасителя, разумѣетъ всѣхъ ихъ. Для оправ¬
данія такого выраженья евангелиста было бы совершенно достаточно,
если бы въ Спасителя не вѣровали Іосій, Симонъ и ихъ три сестры.
Тоже самое можно сказатъ и о Матѳ, хп, 47 и Марк. ш, 32,
гдѣ говорится о Спасителѣ, что Матерь и братья его, обозначае¬
мые у ев. Марка (ш, 21) словами оі ттар абтоо, стояли внѣ толпы,
окружавшей Христа. Не слѣдуетъ съ необходимостью и то заклю¬
ченіе, что невѣріе братьевъ было такого рода, что Іаковъ и Іуда,
видя всѣ совершаемыя Христомъ дѣла и слыша восторженное
исповѣданіе;* произнесенное ап. Петромъ, не тронулись сердцемъ