Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
БРАТЪ ГОСПОДЕНЬ, Но была ли Марія, бывшая женой Алфея, сестрой Пресвятой
Дѣвы Маріи 10)? Такое именно заключеніе дѣлаютъ изъ Іоан, хіх,
25, гдѣ говорится: „при крестѣ Іисуса стояли матерь Его и сестра
матери Его, Марія Клеопова, и Марія Магдалина". Но не говоря
уже объ авторитетѣ Пешито, который вставляетъ „и“ предъ „Ма¬
рія Клеоповатеперь вообще принимаютъ, что въ этомъ стихѣ
разумѣются четыре женщины, именно: 1) Пресвятая Дѣва Марія,
2) ея сестра Саломія, которая, будучи матерью ап. Іоанна,
не названа здѣсь вслѣдствіе скромности писателя, и двѣ другія
Маріи, именно 3) жена Алфеева и 4) Марія Магдалина. Въ такомъ случаѣ есть ли Алфей или Клеопа братъ Іосифа
обручника и поэтому (по свойству) дядя Спасителя? Предположеніе
это поддерживается свидѣтельствомъ Егезиппа “). Вѣрно оно или
нѣтъ, во всякомъ случаѣ мнѣніе, что сыновья Алфея были именно
тѣми лицами, которыя въ евангельскомъ повѣствованіи называются
братьями Господними, впервые высказано было бл. Іеронимомъ.
Его авторитетъ далъ этому предположенію распространенность, и
впослѣдствіи это мнѣніе окончательно принято было въ западной
церкви І2). По другому предположенію, Алфей умеръ очень рано
и оставилъ' своихъ сыновей на, попеченіе своего брата Іосифа,
такъ что они такимъ образомъ сдѣлались какбы сыновьями Іосифа
и могли вслѣдствіе этого называться „братьями ГосподнимиНо
все, что мы знаемъ касательно Іакова апостола, ограничивается
тѣмъ, что онъ сынъ Алфея и называется „ малымъ и все, что
можно съ основаніемъ предполагать, это именно, что онъ былъ
„двоюродный братъ Господа". В) Можно считать несомнѣннымъ, въ согласіи съ древнимъ
преданіемъ ,3) и съ лучшими изъ новѣйшихъ толкователей, что
авторъ посланія есть „епископъ Іерусалима" и „братъ Господень".
А въ такомъ случаѣ естественно представляется мысль, что онъ
одно и тоже лицо съ сыномъ Алфея. И многіе комментаторы,
какъ древніе, такъ и новые (среди ихъ можно упомянуть Ланге
и епископа Вордсворта), принимаютъ этотъ именно взглядъ. Осно¬
вательность его еще болѣе подтверждается уясненіемъ вопроса о
томъ, кто именно были „братья Господни". Вопросъ этотъ сопряженъ съ большими затрудненіями и вслѣд¬
ствіе этого давалъ поводъ къ многочисленннымъ спорамъ. О
„братьяхъ Господнихъ" раньше всего упоминается ев. Матѳеемъ:
„Не плотниковъ ли Онъ сынъ? Не Его ли мать называется Ма¬
рія, и братья Ею Іаковъ, и Іосій, и Симонъ, и Іуда? И сестры
Его не всѣ ли между нами?" (хіи, 55). Самое простое и есте¬
ственное заключеніе отсюда, что у Іисуса Христа было четыре
брата съ обозначенными выше именами и нѣсколько сестеръ. Но,