Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
хгххг первые дни христіанства. женіе, опирается па столь слабомъ основаніи 6), что оно могло»
быть подсказано только отчаяніемъ найти болѣе серьезное осно¬
ваніе. Тщеславіе, соперничество и своекорыстіе могли существо¬
вать и въ апостольскомъ обществѣ, и сынъ Зеведея могъ и самъ
быть не чуждымъ этихъ слабостей, какъ напр. онъ не былъ чуждъ
запальчивой нетерпимости, отзывавшейся скорѣе духомъ Иліи, чѣмъ
духомъ Христа (Лук. іх, 54). Но несомнѣнно странно было бы
приводить предостереженіе противъ этихъ недостатковъ и указа¬
ніе на Илію, какъ доказательства вѣроятности теоріи, которая
еще не имѣетъ ничего въ свою пользу. Выводы, дѣлаемые изъ
сходства нѣкоторыхъ мѣстъ съ первымъ посланіемъ ап. Петра (см.
выше стр. 165, прим. 156) и съ великою бесѣдою Спасителя о
послѣднихъ временахъ, столь же натянуты, какъ и другіе. Они
не даютъ этой гипотезѣ никакого права на серьезное внима¬
ніе, и ее можно окончательно устранить изъ области обсужденія. 2) Болѣе можно сказать въ пользу сына Алфеева ,). Мнѣніе,
что онъ именно былъ авторъ разсматриваемаго посланія, поддер¬
живается древнею теоріею, что сынъ Алфея въ дѣйствительности
есть одно и тоже лицо, что „и епископъ Іерусалимскій“ 8). Къ со¬
жалѣнію въ евангельскомъ повѣствованіи слишкомъ мало говорится
о его личности, такъ что Іаковъ „малый“ или Іаковъ „сынъ Ал¬
фея “ для насъ есть лишь одно голое имя и больше ничего. О немъ
не разсказывается ни одного событія; ему не приписывается ни
одного изреченія въ Евангеліяхъ; ни одного факта не сохранено
касательно его болѣе древнимъ преданіемъ, чѣмъ тѣ, которыя
записаны, приняты или измышлены Никифоромъ Каллистомъ въ хіг
столѣтіи 9). О сынѣ Алфея мы знаемъ менѣе, чѣмъ о комъ либо
другомъ изъ общества апостоловъ. Намъ сообщается только имя его отца
и имя его матери, и больше ничего. Отецъ его былъ Алфей, ко¬
торый, какъ мы видѣли, былъ одно и тоже лицо, что и Клеона
(Іоан, хіх, 25; Матѳ, х, 3). Обыкновенно утверждаютъ, что онъ
не можетъ быть тѣмъ Клеопой, которому Спаситель явился на
пути въ Еммаусъ (Лук. ххіѵ, 18), потому что это имя есть со¬
кращенная форма Клеопатра, между тѣмъ какъ Клеопа или Хал-
пай есть еврейское имя, для котораго Алфей есть ходячее созву¬
чіе, принятое для обыденной жизни въ сношеніяхъ съ .языческимъ
міромъ. Но этотъ ученикъ могъ съ такою же вѣроятностью но¬
сить эти два имена, какъ Іуда носилъ два имени—Леввей и Ѳад¬
дей. Какъ бы то ни было, мы ничего не знаемъ объ Алфеѣ болѣе
того, что имя его жены было Марія и что другіе его сыновья
назывались Матѳеемъ и Ѳомой. „Іуда Іаковлевъ“ былъ бы также
его сыномъ, если бы мы могли быть увѣрены, что это выраженіе
означаетъ „братъ Іакова“.