Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
БРАТЪ ГОСПОДЕНЬ. двѣнадцати патріарховъ, давшихъ свои имена колѣнамъ Израиле¬
вымъ. Этотъ „странствующій арамеянинъ" (Втор, ххуі, 5), жалкій но¬
мадъ, впослѣдствіи достигшій предъ лицемъ Бога нравственнаго ве¬
личія князя, былъ тѣмъ, что греки назвали бы „національнымъ героемъ"
іудейскаго народа. Отсюда имя Іаковъ было столь же обыкно¬
веннымъ и употребительнымъ въ Палестинѣ во время земной жизни
Спасителя, какимъ оно и теперь является на востокѣ. У іудеевъ
замѣчалась чрезвычайная скудость собственныхъ именъ; отсюда
то обстоятельство, что лица и даже цѣлыя группы лицъ но¬
сили тѣ же самыя имена, не имѣетъ большой важности въ
опредѣленіи ихъ тождества, въ особенности, когда они при¬
надлежали къ родственнымъ фамиліямъ. По имени Іакова
такъ же трудно опредѣлить, какая именно разумѣется въ томъ
пли другомъ случаѣ личность, какъ было бы трудно по самому
употребительному собственному имени въ Англіи „Вилльямъ"
опредѣлить, о какомъ именно лицѣ говорится въ данномъ случаѣ. Между тѣмъ въ небольшой Галилейской группѣ раннихъ
учениковъ Спасителя мы находимъ цѣлыхъ шесть лицъ, которыя
носили одно и тоже имя. Это были: 1) Іаковъ, сынъ Зеведея, братъ Іоанна (Матѳ, іѵ, 21; Марк.
і, 19; Лук. ѵ, 10). 2) Іаковъ, сынъ Алфея (Матѳ, х, 3; Марк. пг, 18). 8) Іаковъ, упоминаемый вмѣстѣ съ Іосіемъ (т. е. Іосифомъ),
Симономъ и Іудой, какъ одинъ изъ „братьевъ" Іисуса. (Матѳ,
хш, 55; ххѵп, 56; Марк. ѵі, 8). 4) Іаковъ „малый", братъ Іосія и сынъ Маріи (Марк. хѵ, 40),
которая, какъ мы видимъ изъ Іоан, хіх, 25, была женою Клеоны. 5) Іаковъ, епископъ іерусалимскій, „братъ Господень" (Гал.
і, 19), который играетъ выдающуюся роль въ Дѣяніяхъ Апостоль¬
скихъ (Дѣян, хѵ, 13; ххі, 8), и занималъ высоко-авторитетное
положеніе въ древней церкви (1 Кор. хѵ, 7; Гал. і, 19; п, 9). 6) Іаковъ, братъ Іуды (Іуд. 1). Не можетъ быть ни малѣйшаго разумнаго основанія, что эти
шесть лицъ, упоминаемыя въ различныхъ мѣстахъ подъ однимъ
и тѣмъ же именемъ, въ сущности составляютъ три лица. Такъ, Іаковъ, сынъ Алфея (№ 2), по справедливости, отож¬
дествляется съ сыномъ Маріи (№ 4), который, вслѣдствіе своего
*малаго роста, назывался „малымъ*. Вѣроятность этого предполо¬
женія подтверждается тѣмъ обстоятельствомъ, что Кяеопа есть
только греческая транскрипція еврейскаго Халпай, которому, по
обычному іудейскому способу, была затѣмъ придана дальнѣйшая
греческая форма, и затѣмъ оно, для употребленія его среди языч¬
никовъ, измѣнено было въ классическое имя Алфея. 20*