Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
лтасолгт;—ДНИ—ЛЭТІЕТПШЦГВЖ. „нѣкоторые изъ Киликіи* означаютъ „киликійцевъ* (Дѣян. ѵі, 9);
.іудеи изъ Ѳессалонники* означаютъ „ѳессалоникійскихъ іу¬
деевъ* (Дѣян, хѵп, 13), и «іудеи изъ Азіи4 означаюлъ „азіат¬
скихъ іудеевъ* (Дѣян, ххі, 27). Но въ этомъ выраженіи ничто не
указываетъ на то, гдѣ пребывали эти италійцы, или какой инте¬
ресъ могли чувствовать въ ихъ привѣтствіи члены той церкви, къ
которой адресовано было самое посланіе. Въ Александринскомъ манускриптѣ посланіе это имѣетъ такую
надпись: „написано къ Евреямъ изъ Рима*. Въ Московскомъ ману¬
скриптѣ (к) и въ Сирійскомъ и Коптскомъ переводахъ значится:
„написано къ Евреямъ изъ Италіи Тимоѳеемъ11. Обѣ эти надписи
не имѣютъ надлежащаго авторитета, и послѣдняя находится въ пря¬
момъ противорѣчіи съ тѣмъ, что мы должны заключать изъ на¬
мека на Тимоѳея въ самомъ посланіи. Намъ было бы въ высшей
степени интересно имѣть больше свѣденій объ исторіи самаго по¬
сланія, но это не открыто намъ. Тѣмъ не менѣе оно на всегда
останется неоцѣненнымъ сокровищемъ для церкви. Отличающія его
краснорѣчіе, святая восторженность мысли совершенно достаточны
для того, чтобы сдѣлать его источникомъ неизсякаемаго назиданія;
но высшее его значеніе заключается въ необычайной силѣ и само¬
бытности всего тона его аргументаціи. Ни одно изъ прежнихъ
посланій ап. Павла не приспособлено было такъ хорошо для убѣж¬
денія необращенныхъ евреевъ, или, въ случаѣ принятія ими христіан¬
ства, для того, чтобы избавить ихъ отъ искушенія уступить
силѣ гоненія и опять найти убѣжище отъ поношенія Христова въ
синагогѣ своихъ отцевъ. Нигдѣ еще съ такою силою не раскры¬
вается мысль, что новый завѣтѣ былъ не разрушеніемъ, а слав¬
нымъ исполненіемъ ветхаго; что христіанинъ не только не былъ
лишенъ благодѣтельнаго назиданія добрыхъ примѣровъ, представ¬
ляемыхъ славнѣйшими представителями іудейства, но могъ по¬
учаться ими съ глубочайшимъ сочувствіемъ; что храмъ и вся
подзаконная обрядность не только не отвергались съ презрѣніемъ
послѣдователями Іисуса Христа, но съ новымъ блескомъ сіяли въ
свѣтѣ того откровенія, которое въ первый разъ пролило. на нихъ
блистательный потокъ еще болѣе славнаго значенія. Отпадать въ
іудейство послѣ прочтенія этого посланія въ дѣйствительности зна¬
чило бы удаляться отъ полуденнаго свѣта въ полуночный мракъ.
Но. это заключеніе приводилось къ сознанію іудеевъ и іудейскихъ
христіанъ съ такою нѣжностью, съ такою разсудительностью, съ
такимъ искусствомъ и съ такою постепенностью, что читатель,
какбы невольно, шелъ за апостоломъ, ведомый золотою цѣпью не¬
преодолимаго доказательства, не терпя никакого насильственнаго