Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. дарственности въ отношеніи ко всѣмъ формамъ богослуженія,
употреблявшимся среди подчиненныхъ народовъ, вслѣдствіе чего
римляне обыкновенно и не вмѣшивались въ ученія и мнѣнія чу¬
жихъ религій. Такъ аѳиняне продолжали безпрепятственно покло¬
няться своей богинѣ Аѳинѣ до 146 г. по Рожд. Хр., и іудеи
свободно отправляли свое богослуженіе Іеговѣ до 63 года. Такая
вѣротерпимость подвергалась ограниченію только въ тѣхъ случаяхъ,
когда религіозныя ученія вторгались въ политическую жизнь, и
особенно, когда характеръ туземной религіи возбуждалъ враждеб¬
ность противъ Рима. Несомнѣнно, со стороны римлянъ было
политическимъ благоразуміемъ, когда они предоставляли своимъ
подчиненнымъ народамъ свободное совершеніе обрядовъ и сохра¬
неніе обычаевъ, не препятствовавшихъ имъ оказывать повиновеніе
и платить подати Риму; но когда мы видимъ съ какою жаждою
римляне добивались полученія милости также и отъ чужихъ бо¬
говъ, то не можемъ не видѣть въ этой ихъ вѣротерпимости при¬
знака увяданія у нихъ вѣры въ ихъ собственныхъ боговъ и ожи¬
данія найти лучшихъ среди боговъ другихъ народовъ. Впрочемъ старое государственное правило все еще продолжало
сохранять свою силу, именно правило, что въ самомъ Римѣ никто
не имѣлъ права почитать какихъ либо другихъ боговъ, кромѣ боговъ
самой страны, и что только во времена великихъ бѣдствій и при¬
томъ по торжественному рѣшенію самого государства въ импера¬
торскомъ городѣ могли быть принимаемы чужія божества и водво¬
ряемы среди боговъ Рима. Вообще же можно сказать, что язычество
и особенно римское язычество отнюдь еще не закончило своего
существованія. Идолы и ихъ поклонники были еще довольно много¬
численны; храмы стояли все еще въ своемъ блескѣ; праздники и
жертвы совершались съ необычайною пышностью, и напримѣръ
во время восшествія Калигулы на престолъ въ теченіе трехъ мѣся¬
цевъ было убито 100,000 животныхъ въ качествѣ благодарствен¬
ныхъ жертвъ. Что язычество могло еще держаться въ теченіе
довольно значительнаго времени, это вполнѣ понятно именно въ
виду его тѣсной связи съ государствомъ, а также устойчивости
древнихъ религіозныхъ обычаевъ и установившихся формъ идоло¬
поклонническаго культа, которыя строго содержались въ отдѣльныхъ
округахъ имперіи. Если однако же религіозная жизнь, была повидимому еще
богата совнѣ, то внутренняя вѣра несомнѣнно уже находилась въ
процессѣ увяданія и разложенія, и среди высшихъ классовъ началъ
повсюду заявлять о себѣ скептицизмъ, которому особенно содѣй¬
ствовало греческое просвѣщеніе. Въ высшихъ классахъ стало ясно
заявлять о себѣ даже открытое невѣріе, которое постепенно и все