Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
РЕЛИГІОЗНОЕ СОСТОЯНІЕ ЯЗЫЧЕСКАГО МІРА. 5 "воображенія. Отсюда легко понять, что естественнымъ слѣдствіемъ
; .такого состоянія вещей былъ упадокъ религіозной жизни въ Греціи,
й ко времени распространенія христіанства результатъ этотъ былъ
очевиденъ для всѣхъ. Въ Италіи религіозная жизнь стала падать съ началомъ на¬
ціональнаго упадка, или вѣрнѣе сказать, съ того момента, когда
политическое могущество Рима достигло своей высшей точки.
Древніе италійскіе боги были сухими отвлеченіями гражданскаго
М'-'общественнаго порядка. Богиня Фидесъ была хранительницей
честности въ общественной жизни; Терминъ—охранителемъ границъ
и предѣломъ земли; Юнона—богиней супружеской вѣрности всту¬
пившихъ въ бракъ; Веста—богиней скромности и семейнаго оча¬
га; Эскуланъ — богомъ честности въ торговлѣ. Кромѣ того, по
представленію римлянъ, были боги, которые научали дѣтей кричать,,
хранили ихъ въ колыбели, научали ихъ ѣсть и пить и давали имъ
способность говорить и пѣть. Въ тоже самое время всякое положеніе
и состояніе въ жизни отдѣльнаго лица, семейства или народа нахо¬
дилось подъ вѣденіемъ своего особаго божества, къ благосклонности
котораго и нужно было обращаться съ молитвой и жертвоприно¬
шеніемъ. Отсюда строгость религіознаго богослуженія была обыч¬
нымъ явленіемъ въ общественной и частной жизни древнихъ рим¬
лянъ, и отсюда также происходило тщательное наблюденіе за всякимъ
Отдѣльнымъ событіемъ въ жизни, требовавшимъ истолкованія со
стороны авгуровъ, гадателей и жрецовъ. Но съ особеннымъ благо¬
говѣніемъ римляне' Относились къ законамъ государственной ■ и
гражданской жизни. Ихъ боги были тѣми силами, отъ которыхъ
зависѣло благосостояніе ихъ государства. Юпитеръ Капитолійскій
былъ - главнымъ божествомъ римлянъ, и въ дѣйствительности пред¬
ставлялъ собою олицетвореніе государства. Марсъ, богъ войны, и
Викторія, богиня побѣды, были священнѣйшими силами, къ кото¬
рымъ съ особеннымъ усердіемъ и охотою обращались римляне въ
своихъ молитвахъ. Отсюда пока чувства, олицетворявшіяся этими
богами, были сильны въ сознаніи народа, самыя божества эти
пользовались искреннимъ благоговѣніемъ, и эта религіозность под¬
держивала въ жизни народа свѣжесть и силу. Но когда госу¬
дарство начало вырождаться, ослабѣла также и вѣра. Такъ какъ
съ практической точки зрѣнія національная религія римлянъ со¬
стояла въ созданіи міровой имперіи, то упадокъ ея былъ есте¬
ственнымъ слѣдствіемъ достиженія этой цѣли. Ко времени именно
распространенія христіанства мы ясно видимъ многіе признаки
упадка римской религіи. Народъ видимо недоволенъ былъ своими
собственными божествами и искалъ новыхъ. Этимъ отчасти объ¬
ясняется та терпимость, которая была началомъ римской госу- С'і- у- а- - Л <л , Уі