Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
г ПОСЛАНІЕ ВЪ ЕВРЕЯМЪ 279 г изъ послѣдующихъ переводчиковъ посланія съ арамейскаго подлин-
[ ника на греческій языкъ. Еще менѣе остается мѣста для пред- ' положенія ученыхъ (Данція и другихъ), старающихся устранить [ всѣ затрудненія объясненіемъ, что слово „въ которомъ" можетъ
означать „вмѣстѣ съ которыми". Гораздо луше было бы просто
признать затрудненіе, чѣмъ устранять его такими неудачными по-
I Пытками. Но въ данномъ случаѣ даже вовсе нѣтъ никакого за-
’і трудпенія. Въ храмѣ временъ земной жизни Спасителя не было
ковчега завѣта 837); въ храмѣ Соломоновомъ сосудъ съ манной и
і жезлъ Аароновъ вѣроятно лежали предъ ковчегомъ; а что ка¬
сается скиніи, построенной въ пустынѣ, то едвали можетъ быть
■ сомнѣніе въ томъ, что эти предметы въ ней дѣйствительно нахо- г дились въ самомъ ковчегѣ, какъ и говоритъ апостолъ. и. Но утверждаютъ, что апостолъ сдѣлалъ ошибку, говоря,
что въ Святомъ святыхъ находилась &ор.іст5ріоѵ. Употребленное
здѣсь имъ слово обыкновенно переводится словомъ „кадильница"зз8).
Оно не встрѣчается ззэ) въ греческомъ переводѣ Пятокнижія, гдѣ
„жертвенникъ куренія" называется то дооіаат^рюѵ йорнар.ато?
(Исх. хххі, 8; Лук. і, 11). Но семдесятъ переводчиковъ употре¬
бляютъ его въ 2 Паралип. ххѵі, 19; Іезек. ѵш, 11, и въ обоихъ
изъ этихъ мѣстъ оно означаетъ кадильницу. Раввины утверждаютъ,
что первосвященникъ во всѣ другіе дни употреблялъ серебряную
кадильницу, а золотую только въ день очищенія ). Съ другой
стороны у Филона и I. Флавія слово 8о{пату]рюѵ означаетъ „жертвен-
никъ куренія", и онъ могъ быть названъ „золотымъ ", хотя въ дѣйстви¬
тельности былъ лишь изъ дерева акаціи и обложенъ'золотомъ341). При¬
нимая во вниманіе, что авторъ при этомъ могъ имѣть въ виду Филона,
и что также среди эллинистическихъ грековъ его времени, начиная
отъ I. Флавія до Климента Александрійскаго, слово это употреблялось
для обозначенія „жертвеника куренія", въ высшей степени вѣроятно,
что здѣсь оно и имѣетъ это именно значеніе. Но такъ какъ кадиль¬
ница и жертвенникъ куренія тѣсно связаны съ обрядами великаго
дня очищенія, который здѣсь и имѣется въ виду писателемъ, то
■. мы не можемъ придти къ какому либо положительному рѣшенію
касательно того, какую именно изъ этихъ двухъ храмовыхъ при-
у' надлежноотей разумѣетъ апостолъ. Но теперь представляется новое затрудненіе: былъ ли какой
? либо изъ этихъ предметовъ въ Святомъ святыхъ? а) Что касается кадильницы (если только она разумѣется здѣсь),
то она могла содержаться и въ Святомъ святыхъ, и хотя мы не мо¬
жемъ подтвердить этого положенія, на основаніи другихъ источниковъ,
авторъ посланія могъ слѣдовать здѣсь вѣрному іудейскому преда¬
нію, говоря, что это было именно такъ. Или затѣмъ названіе это