Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПОСЛАЩЕ КЪ ЕВРЕЯМЪ. 277 и святилище земное 328): ибо устроена была скинія первая, въ
которой былъ 824) свѣтильникъ 328), и трапеза, и предложеніе
хлѣбовъ зіе), и которая называется святое 3“). За второю же
завѣсою 888) была скинія, называемая Святое святыхъ а2Э), имѣв¬
шая золотую кадильницу 33°) и обложенный со всѣхъ сторонъ
золотомъ ковчегъ завѣта, гдѣ были золотый сосудъ съ манною,
жезлъ Аароновъ разцвѣтшій и скрижали завѣта; а надъ нимъ
херувимы славы осѣняющіе очистилище. О чемъ не нужно теперь
говорить подробно" (іх, 1—5). Мы послѣдуемъ примѣру писателя и не будемъ останавли¬
ваться на предметахъ, которыхъ онъ касается здѣсь слегка. Если¬
бы онъ могъ расширить символизмъ скиніи, то онъ несомнѣнно
выяснилъ бы многіе пункты, которые еще остаются для насъ
темными. Однакоже мы можемъ усматривать нѣчто въ значеніе
Святаго святыхъ даже въ виду тѣхъ немногихъ предметовъ, ко¬
торые содержались въ немъ. Оно погружено было во мракъ,
исключая того момента, когда первосвященникъ поднималъ завѣсу;
чтобы войти въ его священные предѣлы. Въ немъ не было ни
окна, ни вообще какого либо отверстія, которое давало бы до¬
ступъ лучу свѣта, и внутренность была видна только первосвя¬
щеннику въ сумрачномъ блескѣ кадильницы, изъ которой подни¬
мались облака благовоннаго куренія. Но въ ковчегѣ завѣта, со¬
державшемъ каменныя скрижали, на которыхъ начертано было
десятословіе синайское, съ очистилищемъ надъ нимъ 331) и херу¬
вимами славы 332), осѣняющими самое очистилище, мы не можемъ
не признать эмблему всего, что есть высочайшаго и лучшаго въ
твореніи, поддерживающемъ престолъ Превѣчнаго, и не предаться
благоговѣйному созерцанію того нравственнаго закона, который
есть откровеніе воли Его. Нужно однакоже имѣть въ виду, что то, что говоритъ здѣсь
писатель посланія о принадлежностяхъ храма, приложимо прежде
всего къ скиніи и только въ меньшей степени къ храму Соломо¬
нову. Описаніе скиніи здѣсь берется прямо изъ Пятокнижія. Къ
Иродову храму его времени и даже къ храму Зоровавеля описа-
иіё его неприложимо. Въ Святомъ святыхъ позднѣйшаго храма
не было ничего 338). Ковчегъ завѣта исчезъ во время вавилонскаго
плѣна. Когда Помпей, почти за сто лѣтъ передъ тѣмъ, какъ
писалъ апостолъ, къ ужасу іудеевъ святотатственно вошелъ въ
святѣйшее мѣсто, онъ, къ его изумленію, не нашелъ тамъ рѣши¬
тельно ничего — ѵасиа отпіа! Виднѣлась только масса туземной
скалы, жа которой нѣкогда стоялъ ковчегъ завѣта,—скалы, назы¬
ваемой раввинами „камнемъ основанія". Отсутствіе чего бы то
ни было другаго быть можетъ и подало поводъ къ мнѣнію, что