Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
4 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. издѣвательства и презрѣнія. Такъ на востокѣ необходимо подготови¬
лось паденіе старыхъ религіозныхъ убѣжденій, и восточные народы
положительно извѣрились въ свои божества къ тому времени, когда
завоевалъ ихъ Александръ Македонскій, вслѣдствіе чего среди ихъ
безъ затрудненія могли установиться греческія формы религіознаго
богослуженія. Въ противоположность .востоку, греки въ своихъ божествахъ
идеализировали природу и человѣка. Ихъ божествами были нрав¬
ственныя силы природы и національной жизни,, которой вообра¬
женіе придавало возвышенныя олицетворенныя формы. Если имъ
не доставало внутренней силы восточнаго культа, то они были
свободны отъ ужаса и грубой чувственности послѣдняго.. Въ нихъ
видѣлось какбы нѣкоторое торжество нравственнаго порядка въ
мірѣ. Грекъ признавалъ не только правящія силы въ природѣ,
отъ которыхъ онъ находился въ зависимости, но также и то, что
нравственныя отношенія человѣка управляются вѣчными законами,
противъ которыхъ нельзя погрѣшать безнаказанно. Для восточ¬
ныхъ народовъ Ваалъ былъ только жизнедательнымъ и палящимъ
солнцемъ; но Зевсъ для грековъ былъ хранителемъ справедливости,
всевидящимъ окомъ, возмездіемъ, которое несомнѣнно слѣдовало
за всякимъ преступленіемъ; .для первыхъ Астарта была чувствен¬
нымъ инстинктомъ природы, но Гера для послѣднихъ была по¬
кровительницей семейной жизни и брака, нарушеніе котораго не¬
сомнѣнно вызывало съ ея стороны мщеніе. Паллада Аѳинъ была
защитницей чистаго разума, побѣдоносною мудростью, и Апполонъ,
богъ свѣта, былъ чудеснымъ истолкователемъ греческой религіи:
онъ очищалъ все темное, открывалъ преступленія и искуплялъ отъ
него. Съ этой стороны греческая религія является сравнительно
чистою и привлекательною; но ей не, чужда была злополучная
легкомысленность. Очеловѣченные боги имѣли человѣческіе недо¬
статки и пороки, и самъ Олимпъ былъ наконецъ только картиной
обыденной жизни греческаго народа. Но если объемъ религіоз¬
ныхъ идей у грековъ былъ богаче и отличался болѣе возвышен¬
нымъ нравственнымъ характеромъ, чѣмъ въ Азіи, то онъ никогда
не имѣлъ такого вліянія на духовную жизнь людей, какъ религіи
востока. Еще задолго до того времени, какъ религія Греціи рас¬
пространилась на востокѣ, греческіе философы уже жаловались
на поэтовъ, что они унижаютъ боговъ, а народъ жаловался на
философовъ, которые въ своемъ, ученіи старались создать болѣе
чистое представленіе о божествѣ. Благодаря тѣмъ и другимъ по¬
стоянно создавались новые образы и новыя сказанія о богахъ, и
это наконецъ привело къ тому, что всякій мыслящій умъ сталъ
«смотрѣть на божества какъ на призрачныя созданія собственнаго г ^ , ,, Г* ^. л .... .