Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ишіш дни Л1' ШЛ1АТТСТВА. былъ по преимуществу судьей. Адониседекъ называется царемъ
іерусалимскимъ, (I. - Нав. х, В), но Мелхиседекъ называется ца¬
ремъ салимскимъ. Въ теченіе цѣлыхъ столѣтій шли споры каса¬
тельно того, есть ли Салимъ одно и тоже, что и Іерусалимъ, или
Нѣтъ ?-*). >. Въ высшей степени интересно то обстоятельство, что этотъ
царь ханаанскаго города былъ я священникомъ Бога Всевышняго *.
Дѣлались попытки какъ-нибудь иначе объяснить это выраженіе.
По еврейски Богъ Всевышній есть Елъ Еліонъ, и повидимому у
финикіянъ былъ также богъ, которому • они давали титулъ Еліонъ,
т. е. высочайшій 253). Однакоже вполнѣ ясно, что Моисей разу¬
мѣлъ здѣсь въ полномъ смыслѣ истиннаго Бога, 2‘4). Нѣтъ осно¬
ваній и не вѣрить вообще этому обстоятельству, потому что если мы
вспомнимъ фактъ долговѣчности патріарховъ, то станетъ вѣроят¬
нымъ, что поклоненіе истинному Богу могло сохраниться въ нѣко¬
торыхъ семействахъ и у другихъ народовъ. И первоначальнымъ намѣ¬
реніемъ священнаго лѣтописца при упоминаніи этого обстоятельства
могло быть желаніе отдать честь этому, царственному священнику,
достоинство котораго было съ такимъ глубокимъ благоговѣніемъ
признано самимъ Авраамомъ, что онъ принялъ отъ него торже¬
ственное благословеніе и далъ ему десятую часть изъ своей добычи. Понятно, что столь замѣчательное обстоятельство должно было
привлекать вниманіе іудеевъ, и что они должны были видѣть нѣ¬
что въ высшей степени важное въ священствѣ царя, который
имѣлъ священническое достоинство на много столѣтій раньше
Аарона, и къ которому съ столь глубокимъ почтеніемъ относился
самый великій предокъ. Отсюда было естественно также, что
еврейскій псалмопѣвецъ въ сіх псалмѣ 25‘), предсказывая о князѣ
и избавителѣ, который былъ прообразомъ Мессіи, говорилъ: „клялся
Господь и не раскается: Ты священникъ въ вѣкъ по чину Мел¬
хиседека". Мессіанское значеніе этого псалма никогда не под¬
вергалось сомнѣнію 25в). Если бы это было такъ, то ничего не
было бы легче для іудеевъ, какъ устранить вопросъ касательно
сына Давида и Господа Давида, который предложенъ былъ нмъ
Спасителемъ и разрѣшить который они оказались неспособными
(Матѳ, ххп, 44). Но даже Таргумъ Іонаѳана переводитъ первый
стихъ этого псалма словами: „сказалъ Господь Слову Своему". Но разъ Мелхиседекъ былъ такимъ образомъ возведенъ въ
прообразъ Мессіи, то всякое сообщеніе о немъ изучалось съ тща¬
тельною подробностью, такъ какъ предполагалось, что въ каждомъ
словѣ -о немъ заключается великая тайна. Такое простое обстоя¬
тельство, что онъ вынесъ Аврааму хлѣбъ и вино въ трактатѣ Бе-
решиш Рабба объясняется раввиномъ Самуиломъ Баръ Нахма-