Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПОСЛАНІЕ КЪ ЕВРЕЯМЪ. 267 царь мира, безъ отца, безъ матери, безъ родословія ,44), не имѣющій
ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божію 24‘),
пребываетъ священникомъ на всегда" (ѵп, 1—3). Это сравненіе первосвященства Христа съ священствомъ Мел¬
хиседека занимаетъ настолько главное положеніе, что мы должны
остановиться на этомъ мѣстѣ съ цѣлью составить болѣе истинное понятіе о значеніи посланія. « Выяснимъ сначала отдѣльныя выраженія. Все, что мы исторически знаемъ касательно Мелхиседека, со¬
держится въ двухъ стихахъ книги Бытія (Быт. хіѵ, 18, 19).
Тамъ говорится, что когда Амрафелъ, царь сеннаарскій, съ тремя
своими союзниками, вышелъ войною противъ Беры, царя содом¬
скаго, съ его четырьмя союзниками, и поразилъ ихъ, то онъ за¬
хватилъ громадную добычу и множество плѣнныхъ, взятыхъ изъ
городовъ долины. Между этими плѣнниками былъ Лотъ, имѣніе
котораго было также захвачено. Авраамъ, вооруживъ своихъ три¬
ста восемнадцать слугъ, съ помощью амморейскихъ вождей, Анера
и Ешкола, преслѣдовалъ побѣдителей до окрестностей Дамаска,
поразилъ ихъ, освободилъ плѣнниковъ и возвратилъ добычу. По
его возвращеніи, царь содомскій вышелъ благодарить и привѣт¬
ствовать его, и встрѣтилъ его „въ долинѣ Шаве, что нынѣ до¬
лина царская*. „И Мелхиседекъ, царь Салимскій, вынесъ хлѣбъ
и вино: онъ былъ священникъ Бога Всевышняго 24в). И благосло¬
вилъ его и сказалъ: благословенъ Авраамъ отъ Бога Всевышняго,
Владыки неба и земли, и благословенъ Богъ Всевышній, который
предалъ враговъ твоихъ въ руки твои. (Авраамъ) далъ ему деся¬
тую часть изъ всего". Если мы примемъ это повѣствованіе въ его буквальномъ изложе¬
ніи, то замѣтимъ, что въ немъ не говорится, что Мелхиседекъ вы¬
шелъ навстрѣчу Аврааму, какъ это говорится о царѣ содомскомъ.
Однакоже выходитъ естественное заключеніе, что онъ поступилъ
именно такъ, и изъ указанія апостола въ посланіи къ Евреямъ
мы видимъ, что такъ именно смотрѣло на этотъ фактъ іудейское
преданіе. Мѣсто встрѣчи неизвѣстно. Долина Шаве неизвѣстно гдѣ
находилась, равно какъ неизвѣстно ничего и о долинѣ царской247).
ИмяЖелхиседекъ можетъ означать „царь правды", каковой смыслъ
дается ему въ Таргумахъ 848), и здѣсь оно введено быть можетъ
въ соотвѣтствіе съ Ис. хххіі, 1, гдѣ сказано о Мессіи: „вотъ
Царь будетъ царствовать по правдѣ* г49). Оно можетъ также озна¬
чать „праведный царь*, какъ оно переводится I. Флавіемъ 2*°) и
Филономъ2М). Имя это близко сходно съ именемъ Адониседекъ,
которое означаетъ „Господь правды" или „праведности", и есть
естественное имя для восточнаго царя, который во время мира