Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПОСЛАНІЕ КЪ ЕВРЕЯМЪ. зш торые думали, что даже въ этомъ сожженіи заключается не полное
истребленіе, но способъ исправленія. Такой способъ извѣстенъ
былъ римской агрикультурѣ. „Часто также, говоритъ Виргилій,
было въ обычаѣ поджигать безплодныя поля и сожигать легкіе
стебли пожирающимъ пламенемъ; съ тою ли цѣлью, чтобы посред¬
ствомъ этого земля могла пріобрѣсть скрытую силу и утучненіе,
или чтобы изгнать посредствомъ огня всѣ негодные элементы и
испарить всякую безполезную сырость, или, наконецъ, чтобы щйі
помощи тепла открыть больше путей и тайныхъ отверстій, чреЗъ
которыя могъ бы проходить сокъ для нѣжныхъ растеній" 23").
Можно сомнѣваться, былъ ли апостолъ знакомъ съ этимъ земле¬
дѣльческимъ способомъ или его предполагаемою полезностью. Болѣе
вѣроятно, что онъ имѣлъ при бтомъ въ виду попаленныя и без¬
плодныя пустыни въ родѣ „сожженной Фригіи", съ которой онъ
былъ знакомъ; или дымъ, поднимающійся съ полей Содома, гдѣ
„сѣра и соль, пожарище—вся земля, не засѣвается и не произ-
ращаетъ она и не выходитъ на ней никакой травы" (Втор, ххіх, 23).
Онъ описываемъ здѣсь не дѣйствительную участь, ожидающую кого
либо изъ его читателей, а поясняетъ лишь мимоходнымъ иноска¬
заніемъ конечную судьбу тѣхъ, которые преднамѣренно отвергаютъ
Бога,—тѣхъ, которые погрѣшили преднамѣренно противъ свѣта и
знанія, продолжаютъ оставаться въ упорной и дерзкой нераскаян¬
ности. Такимъ напр. было бы положеніе тѣхъ іудеевъ, которые,
нѣкогда познавъ Христа, настолько удалились отъ Него, что усвоили
даже ходячія презрительныя имена, которыми Онъ богохульственно
назывался въ іудейскихъ криптографахъ, — говоря о Немъ, какъ
„Авессаломѣ" или „повѣшеннымъ", или вообще превращая форму
Его имени въ анаграмму проклятія 288). Если земля, которую Богъ
даетъ намъ для обработки, производитъ только терніи и волчцы,
то мы должны, какъ говоритъ св. Іоаннъ Златоустъ, срѣзать и
сжечь ихъ. Мы должны „распахать себѣ новыя нивы и не сѣять
между терніями" (Іерем. іѵ, В). Тогда мы получимъ возможность
„наслаждаться неисчислимыми благами и стать оправданными".
Худое произведеніе почвы должно быть уничтожено, чтобы почва
могла служить, для лучшихъ цѣлей, подобно тому, какъ худое
произведеніе, рабочаго должно быть сожжено, чтобы самъ рабочій
могъ спастись какбы огнемъ. Но если произведеніе рабочаго всегда и
постоянно будетъ худымъ, то онъ отвергается; и если почва, по
самой свочей природѣ, ничего не приноситъ кромѣ терній и волч-
цевъ, то она также должна быть очищена огнемъ. Иносказаніе
это пріобрѣтаетъ болѣе полное значеніе, если мы будемъ имѣть въ
виду іудеевъ, къ которымъ обращался апостолъ, и помнить, что
лишь нѣсколько лѣтъ спустя ихъ возлюбленный городъ былъ по¬