Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ъш; ■ ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. видятъ лишь, горе и мракъ, густую тьму, въ которую будетъ по¬
вержено-, сѣмя?:- Дальше этого мы не можемъ идти. Различныя
новѣйшія разсужденія, возникшія изъ этихъ таинственныхъ мѣстъ,
невидимому не предносились сознательно уму писателя. Онъ го¬
воритъ людямъ, совершенно отличнымъ отъ тѣхъ, кого Іисусъ
Христосъ предостерегалъ касательно грѣха противъ Духа Святаго.
Онъ обращался къ христіанамъ изъ евреевъ и указывалъ имъ на
то, что они становились духовно неподвижными, и эта неподвиж¬
ность можетъ Привести ихъ къ разложенію. Возвращаться къ своимъ
мертвымъ дѣламъ послѣ небеснаго просвѣщенія, оставлять вѣчную
сущность ради преходящей тѣни, идти назадъ отъ совершенной
жертвы Христа къ бѣднымъ началамъ закона —- значило впадать
въ страшную опасность, отъ которой однако же, по его убѣжденію,
они могли со временемъ избавиться. Для предостереженія ихъ въ этомъ
отношеніи онъ и не могъ избрать лучшихъ словъ, съ цѣлію предо¬
храненія ихъ отъ вырожденія, которое онъ уже видѣлъ среди
нихъ и оплакивалъ. Менѣе споровъ возбуждало сдѣланное апостоломъ сравненіе
отпадшихъ или вѣрнѣе вѣроотступническихъ христіанъ съ пустою
н негодною землей. а) Доказательствомъ искренности служитъ плодоносность. Поле,
которое, будучи напоено дождемъ небеснымъ, приноситъ самъ-
тридцать, самъ - шестьдесятъ или самъ-сто, есть очевидно поле
благословенное Богомъ. Но поле, на которое напрасно падаетъ
дождь и сіяетъ солнце, которое приноситъ только терніи и волч¬
цы, не даетъ ничего для жнеца, оказывается безполезнымъ по¬
добно глинистой землѣ между Сокгоѳомъ и Цередою (2 Паралип.
іт, 17). О такой землѣ апостолъ говоритъ, что она „близка къ про¬
клятію*. При этомъ онъ несомнѣнно имѣетъ въ виду древнее про¬
клятіе (которое однакоже милосердіе Божіе ослабило въ нѣчто
такое, что недалеко отъ благословенія): „проклята земля за тебя;
со скорбію будешь питаться отъ нея во всѣ дни жизни твоей “
(Быт. ш, 18). Но однакоже форма этого выраженія ясно пока¬
зываетъ, какъ далеки его мысли отъ страшнаго ученія конечнаго
осужденія. „Смотри, говоритъ св. Златоустъ, какъ много утѣ¬
шенія заключается въ его словахъ! Онъ говоритъ „ близка къ про¬
клятію а не „проклята“. Но тотъ, кто еще не впалъ въ про¬
клятіе, а только находится близъ него, имѣетъ возможность также
и удалиться отъ него. Если, такимъ образомъ, мы срѣжемъ и
сожжемъ терніи, то будемъ имѣть возможность наслаждаться не¬
исчислимыми благами, будемъ оправданы и получимъ участіе въ
благословеніи “. • б)< Но -конецъ такой негодной земли есть „сожженіе0. Нѣко-