Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
тшгагжптЕ—ігзэ—дві тргтгзл —ШХЛ&Г ствительно, замѣтная перемѣна въ употребленіи временъ глагола,
въ этомъ мѣстѣ не лишена своего значенія. Апостолъ говоритъ,’
что невозможно опять обновлять покаяніемъ тѣхъ, которые, отпаде¬
ніи, снова распинаютъ въ себѣ Сына Божія. Переходъ отъ про¬
шедшаго къ настоящему означаетъ продолжительное и вмѣстѣ съ
тѣмъ дерзкое отступничество. Онъ указываетъ на тотъ случай,
когда отпадшіе преднамѣренно держатся своихъ грѣховъ **8). Если
продолжается эта преднамѣренная грѣховность, то можетъ ли быть
какая либо надежда на обновленіе покаяніемъ? Состояніе такихъ
людей, пока оно остается неизмѣннымъ, исключаетъ всякую воз¬
можность дѣйствія благодати. Невозможно въ одно и тоже время
„быть прощеннымъ" и держаться грѣха. Если, говорили іудейскіе
раввины, человѣкъ только прикоснулся къ пресмыкающемуся, то
достаточно малѣйшей капли воды для его обрядоваго очищенія; но
если онъ держитъ нечистую вещь намѣренно въ своей рукѣ, то и
океанъ омовеній не сдѣлаетъ его чистымъ. Преднамѣренныхъ грѣш¬
никовъ невозможно спасти въ томъ смыслѣ, въ какомъ человѣкъ
можетъ „спасать" своего брата (1 Тим. іу, 16); но нѣтъ ничего
невозможнаго для Бога. 5. Отсюда видно такимъ образомъ, какъ мало это мѣсто
даетъ права для противоположныхъ выводовъ .этихъ религіозныхъ
партій. Вмѣстѣ съ тѣмъ оно не даетъ данныхъ и для разсужде¬
ній касательно грѣха противъ Духа Святаго и грѣха непрощае¬
маго 234). Что дѣйствительно есть такой грѣхъ, который не будетъ
прощенъ ни въ этомъ, ни въ будущемъ вѣкѣ, что есть „грѣхъ
къ смерти", о прощеніи котораго мы не можемъ даже молиться,
что послѣднее состояніе богоотступника или вѣроотступника хуже
перваго (2 Петр. и, 20; Лук. хі, 26)—это мы узнаемъ изъ дру¬
гихъ мѣстъ св. Писаніи. Что дерзкое и преднамѣренное вѣроот¬
ступничество, преднамѣренное возвращеніе отъ свѣта къ тьмѣ и
отъ силы Божіей къ сатанѣ есть наиболѣе опасное изъ всѣхъ
состояній и поэтому болѣе всего, приближается къ тѣмъ страш¬
нымъ грѣхамъ — это ясно само по себѣ, такъ какъ подобно
оскорбленію Духа благодати (х, 29) такой грѣхъ рѣшительно за¬
творяетъ самую дверь спасенія аЗВ). Если выраженіемъ „отпадшіе"
апостолъ намѣренъ былъ обозначить всякое паденіе въ смертный
грѣхъ, то его слова противорѣчили бы какъ Евангелію, такъ и
другимъ его посланіямъ. Но онъ говоритъ только о преднамѣрен¬
номъ и добровольномъ отступничествѣ23е), какое напр. описы¬
вается въ томъ мѣстѣ пророка Исаіи (ѵш, 21), гдѣ пророкъ го¬
воритъ объ отступникахъ, которые „бродятъ по землѣ жестоко
угнетенные и голодные, и во время голода злятся, хулятъ царя
своего и Бога своего, и взглянувъ вверхъ и посмотрѣвъ на землю,