Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
260 ' ТШВПЬТИ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. услышанъ 1.именно вслѣдствіе славы безконечнаго самоотреченія,,
заключавшагося въ этомъ благоговѣйномъ самоуничиженіи. Какъ
въ этомъ, такъ и - въ другихъ мѣстахъ, апостолъ представляетъ
въ' высшей степени неоцѣненныя доказательства, что Христово
первосвященство получаетъ свое полное значеніе вслѣдствіе Его
совершеннаго человѣческаго сочувствія. Онъ также даетъ намъ
сильный оплотъ противъ аполлинаріевской ереси, которая съ мни¬
мымъ благоговѣніемъ отрицаетъ истинное человѣчество Христа и
для церкви была болѣе опасна, чѣмъ даже аріанство. Ни эта
ересь,' ни моноѳелитская, отрицающая человѣческую, волю въ
Спасителѣ, не можетъ найти ни малѣйшаго оправданія, пока это
мѣсто и первыя главы Евангелія св. Луки сохраняютъ свое мѣсто
въ св. Писаніи. То обстоятельство, что нѣкоторые, даже изъ отцевъ
и учителей церкви, чувствовали нѣкоторое смущеніе въ отношеніи
этого мѣста, служитъ новымъ доказательствомъ его важности для
христіанской церкви. Бл. Ѳеодоритъ осмѣливается говорить, что
такъ какъ Христосъ явилъ Свое послушаніе не послѣ, но прежде
Своего страданія, то выраженіе, что Онъ „страданіями навыкъ къ
послушанію “ есть выраженіе гиперболическое 22 і). Ѳеофилактъ
идетъ еще дальше и говоритъ, что ап. Павелъ „для блага
своихъ слушателей употребилъ такое приспособительное выраженіе,
очевидно, съ цѣлью сказать нѣкую неудобопонятную вещь“ 22е).
Если бы эти толкователи носили въ своей душѣ мысль, что Хри¬
стосъ былъ „совершенный человѣкъ", равно какъ и истинный
Богъ, то они навѣрно воздержались бы отъ столь свободнаго
критицизма. . * Слѣдующее затѣмъ отступленіе даетъ апостолу возможность
подготовиться къ высшей степени искусной и сильной аргу¬
ментаціи. Эта аргументація совершенно самобытна въ своемъ
развитіи, и апостолъ старается оживить ею духовную вялость
своихъ читателей. Высказывая укоръ, предостереженіе и ободреніе,
онъ возбуждаетъ ихъ къ нравственнымъ и умственнымъ усиліямъ,
безъ которыхъ невозможно постигнуть новую истину. Апостолъ намѣренъ предложить имъ не молоко, которое необходимо
лишь для дѣтей, для начинающихъ познавать ученіе Христово *от),
но твердую лищу, какая только пригодна для зрѣлыхъ умовъ
(ср. 1 Кор. ш, 1, 2). Въ своемъ настоящемъ положеніи, не смотря
уже на значительное время, протекшее со времени ихъ обращенія,
они были неспособны принимать ее; но онъ поощряетъ ихъ на¬
дѣяться, что они сдѣлаются способными, если только будутъ
искренни;, ревностны и серьезны въ своемъ желаніи къ пре¬
успѣянію, въ познаніи христіанскихъ истинъ. Поэтому, онъ увѣ-
щаваетъ? ихъі оставить въ настоящій разъ предметы, которые за¬