Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
—аГ ПЕРВЫЕ ДНІХРИСТІАНСТВА. оспоримой важности, какую истинное пониманіе духовнаго состоя¬
нія языческаго міра имѣетъ для уясненія причинъ распространенія
христіанства, мы разсмотримъ сначала, каково было состояніе этого
міра въ религіозно-нравственномъ отношеніи ’)• Когда наступило „исполненіе временъ", языческій міръ отнюдь
не былъ безрелигіознымъ. Ап. Павелъ, въ бытность свою въ
Аѳинахъ, открыто выражалъ свое удовольствіе „набожности" жи¬
телей этого знаменитаго умственнаго центра древняго классическаго
міра. И дѣйствительно, обозрѣвая жизнь этого міра, мы повсюду
встрѣчаемъ множество всевозможныхъ боговъ и богинь, безчислен¬
ные храмы, разнообразные культы и священные обряды. По всѣмъ
городамъ и селамъ, на поляхъ и въ лѣсахъ, были непремѣнно
святилища,—если не храмы, то по крайней мѣрѣ священныя де¬
рева, камни, мѣста. Вся жизнь людей пропитана была религіей,
и повсюду совершались моленія и обряды. Передъ каждымъ госу¬
дарственнымъ предпріятіемъ непремѣнно обращались за совѣтомъ
къ богамъ; всякое важное событіе жизни ознаменовывалось рели¬
гіозными обрядами, и платилась надлежащая дань тому богу, ко¬
торый призывался на помощь; всякое домашнее празднество сопро¬
вождалось идолопоклонническимъ богослуженіемъ; у всякаго класса
въ обществѣ были свои особые боги, и ихъ можно было находить
во всевозможныхъ зданіяхъ: даже въ непотребныхъ домахъ, ме¬
лочныхъ лавкахъ и тюрьмахъ, какъ говоритъ Тертулліанъ, были
свои особыя божества. Но какъ ни разнообразна была въ своихъ
проявленіяхъ религіозная жизнь древняго міра, какъ ни многочи¬
сленны и ни разнообразны были классы боговъ, ихъ можно однако
же подвести подъ три главные разряда, именно боговъ востока,
Греціи и Рима. Одною изъ самыхъ выдающихся особенностей народовъ древ¬
няго востока, именно особенностью, наиболѣе отличавшею ихъ
отъ народовъ запада, была сильная привязанность ко всему древ¬
нему и традиціонному, любовь къ таинственному и къ пышнымъ
формамъ богослуженія. Разсматриваемая въ цѣломъ, ихъ религія
была боготвореніемъ природы. Ихъ божествомъ была скрытая сила
самой природы, какъ она проявлялась то въ творческихъ актахъ,
то въ животвореніи, то въ разрушеніи. Бъ Индіи благосостояніе
людей особенно находилось въ зависимости отъ атмосферическихъ
явленій, и вслѣдствіе этого мы видимъ, что тамъ воздавалось по¬
клоненіе такимъ божествамъ, какъ Индра—богъ воздуха, дождя и
росы; Вритра—злой богъ, враждующій съ Индрой и препятствую¬
щій ему изливать свои благословенія на землю, и Агни — богъ
огня и источникъ творческаго тепла. Первоначально единствен¬
нымъ и безконечнымъ творцемъ міра считался Брама, который,