Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. 250 Іисусу Навину; но согласно Псалму хх, 6, Онъ предназначалъ
предоставить и то и другое дарю Мессіи. Всѣ новозавѣтныя ци¬
таты основываются на томъ началѣ (и ’ оно нигдѣ не изложено
убѣдительнѣе и сильнѣе, чѣмъ въ этомъ именно посланіи), что Но¬
вый Завѣтъ скрывается въ Ветхомъ и Ветхій открывается въ Но¬
вомъ, что оба они составляютъ лишь части одной системы боже¬
ственныхъ идей, моменты въ теченіи одного развивающагося
откровенія. Та степень, до которой ветхозавѣтные писатели сами пони¬
мали силу своихъ собственныхъ изреченій, не входитъ въ пред¬
метъ нашего непосредственнаго разсмотрѣнія. „Слова ихъ значили
больше, чѣмъ разумѣли они“. Духъ, который, входя въ ихъ свя¬
тыя души, дѣлалъ ихъ сынами Божіими и пророками, давалъ имъ
провозглашать истины, которыя сохранились въ теченіе трехъ тысячъ
лѣтъ и окончательное исполненіе которыхъ еще далеко впереди. Ве¬
личіе пророчества состояло не въ механическихъ предсказаніяхъ, но
въ вѣрѣ, которая давала возможность избранному народу съ не¬
поколебимою вѣрностью поддерживать дѣло правды, и въ надеждѣ,
которая пылала съ неослабѣвающимъ блескомъ даже въ періодѣ
всеобщаго мрака. Но признавая полное значеніе за этими соображеніями, мы
всетаки должны допустить, что характеръ нашего истолкованія
св. Писанія совершенно отличенъ отъ іудейскаго. Какъ въ этомъ,
такъ и въ другихъ посланіяхъ мы находимъ такой способъ при¬
ложенія св. Писанія, который менѣе убѣдителенъ для насъ/ чѣмъ
сколько онъ былъ для его прежнихъ читателей. Мы должны однако
же помнить, что этотъ способъ аргументаціи нѣкогда былъ какъ
необходимымъ, такъ и убѣдительнымъ, хотя для насъ, при расши¬
ряющемся знаніи вѣковъ, онъ уже не составляетъ необходимости.
Аргументація, извлекаемая -изъ нѣкоторыхъ мессіанскихъ псалмовъ,
несомнѣнно сохраняетъ свое значеніе среди другихъ доказательствъ
истинности христіанства. Если есть и другіе псалмы, которые мо¬
гутъ быть признаны неимѣющими такой доказательной силы, кромѣ
какъ для тѣхъ, кто принимаютъ древніе методы истолкованія, если
пророческія доказательства убѣждаютъ насъ менѣе, чѣмъ это было
въ древности, то съ другой стороны чрезвычайно усилились исто¬
рическія доказательства христіанства. Каждый вѣкъ требуетъ своей
особой аргументаціи, которая только для него и сохраняетъ свое
значеніе. Это естественно вытекаетъ изъ того великаго обстоятель¬
ства, что самъ Богъ никогда не открываетъ сразу всей тайны
Своего домостроительства. Его откровенія (какъ только что выска-
занй было апостоломъ) являются намъ постепенно,‘подобно зарѣ—
многократно' и многообразно.