Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПОСЛАНІЕ КЪ ЕВРЕЯМЪ. 249 пророки, они говорили о Мессіи. Новозавѣтные писатели дѣлаютъ
по истинѣ благословенное употребленіе изъ такихъ мѣстъ, вливая
въ нихъ новое значеніе. Но ни одинъ іудейскій книжникъ или
христіанскій апостолъ не видѣлъ ни малѣйшей натяжки въ такомъ
употребленіи этихъ цитатъ. Для такихъ читателей мѣста эти по¬
лучали свою главную важность отъ того пророческаго значенія,
которое всегда придавалось имъ. Христологическое приложеніе
не можетъ и имѣть своею цѣлью ниспроверженіе исторической
основы такихъ мѣстъ; цо таинственная растяжимость языка и за¬
ключительные выводы изъ него вытекали изъ самой сущности вет¬
хаго, подлежавшаго усовершенствованію, завѣта, и въ дѣйстви¬
тельности составляли самую сущность іудейскаго толкованія. Но, могутъ сказать, что какъ бы ни былъ убѣдителенъ этотъ ме¬
тодъ аргументаціи и цитаціи для іудеевъ, онъ не можетъ быть
такимъ для насъ. На это можно отвѣтить, что такая аргументація,
если и не можетъ быть логически принудительною для насъ, все-
таки имѣетъ важное значеніе и въ высшей степени назидательна
для насъ. Возможно, что весь результатъ нашего воспитанія и
новые методы критическаго отношенія къ св. Писанію заставляютъ
насъ придавать болѣе исключительную важность первоначальному
значенію ветхаго завѣта и не видѣть въ ней полной силы того
мессіанскаго ожиданія, которое оказывало столь громадное влія¬
ніе на самый языкъ св. Писанія. Тѣмъ не менѣе, возможно ли
для насъ отрицать, что іудеи, читая эти тексты въ мессіанскомъ
смыслѣ въ теченіе цѣлыхъ вѣковъ до рожденія Христова, во
многихъ случаяхъ продолжаютъ принимать ихъ въ этомъ смыслѣ
и теперь? И притомъ, развѣ не правда, что эти изреченія полу¬
чили такое именно исполненіе, какое приписывалось имъ, и испол¬
неніе притомъ болѣе всеобщее и величественное, чѣмъ сколько
когда нибудь предполагалось тѣми, которые принимали, или тѣми,
которые изрекали ихъ? Развѣ не правда то, что іудейская ли¬
тература есть воплощеніе іудейской религіи, что самое сердце и
душа іудейской религіи заключались въ вѣрѣ въ Мессію и что во
Христѣ эта мессіанская вѣра нашла свое славнѣйшее осуществле-
*ніе? Набожный іудейскій толкователь могъ вполнѣ склонить на
свою сторону и новѣйшаго критика, когда онъ говорилъ, что мно¬
гое въ изреченіяхъ Ветхаго Завѣта касательно идеальнаго человѣка,
идеальнаго яшара, идеальнаго Израиля, идеальнаго сѣмени Давида
и Авраама,—могло находить свое истинное и полное значеніе
только въ обѣтованномъ Мессіи. Самое имя Адамъ, говорили
раввины, заключаетъ въ себѣ имена Адама, Давида и Мессіи, такъ
что тайна Адаь?а есть тайна Мессіи *23). По равинскому мидрашу
на Псаломъ сіи, 1, Богъ предоставилъ „славу" Моисею и „честь"