Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПЕРВЫЕ ДНИ. ХРИСТІАНСТВА. Г
і лаемые на. служеніе для тѣхъ, которые имѣютъ наслѣдовать спа¬
сеніе?.* (Евр. і, 5—14). Этотъ способъ аргументаціи, при посредствѣ цитатъ изъ св.
Писанія для иныхъ дѣлался камнемъ преткновенія на томъ
основаніи,. что нѣкоторыя изъ мѣстъ, приведенныхъ здѣсь въ
доказательство превосходства Христа, первоначально относились къ
Давиду и Соломону и вообще имѣли прямо историческое значеніе.
Что такія мѣста дѣйствительно имѣли такое первоначальное при¬
ложеніе, это едвали будетъ отрицать кто либо; но утверждать,
что они имѣли единственно только такое приложеніе, значитъ от¬
вергать значеніе, которое они очевидно заключаютъ въ себѣ и ко¬
торое придавалось имъ тѣмъ самымъ народомъ, среди котораго
они возникли за много столѣтій раньше и вѣрно сохранялись въ
теченіе цѣлыхъ столѣтій послѣ пришествія Спасителя. Разсмотримъ
эти цитаты по порядку. Никто не сомнѣвается, что второй Пса¬
ломъ первоначально былъ пѣснью упованія и ожидаемаго торже¬
ства во' время собирающейся войны; что слова во 2 книгѣ Царствъ
(ѵп, 14) были въ своемъ первоначальномъ употребленіи обращены
къ Соломону; что въ Псалмѣ хсті, 7 (если только изъ него взята
эта цитата), или во Втор, хххп, 4В („пѣснь Моисея*) „элогимн"
призываются къ поклоненію Богу; что Псаломъ хыѵ былъ брачною
пѣснью въ честь Соломона или одного изъ его преемниковъ; что
въ Псалмѣ сі, 25 слова „Господи* нѣтъ въ еврейскомъ подлин¬
никѣ и слова эти обращены къ Іеговѣ; что также Псаломъ сіх
имѣлъ современное и свое особое историческое значеніе. Въ такомъ
случаѣ, если бы кто нибудь привелъ эти цитаты въ доказательство
превосходства Іисуса Христа надъ Ангелами для тѣхъ, которые
начали съ полнаго отрицанія мессіанскаго значенія Ветхаго Завѣта,
доводы эти могли имѣть какой либо вѣсъ только послѣ того, какъ
представлено было бы полное оправданіе для такого метода изъ¬
ясненія Ветхаго Завѣта. Но входить въ эти предварительныя раз¬
сужденія въ данномъ случаѣ было излишне. Апостолъ имѣетъ дѣло
съ евреями и разсуждаетъ съ ними на общепризнанныхъ нача¬
лахъ. Эти евреи были уже христіанами. Ему не было надобности
начинать съ доказательства имъ, что Іисусъ есть Мессія. Эта часть
дѣла была уже закончена много лѣтъ тому назадъ. Оно было бы
необходимо только для необращенныхъ іудеевъ, къ которымъ онъ
теперь не обращался. Но даже іудеи, если бы они только убѣди¬
лись- по этому пункту, вынуждены были бы принимать его даль¬
нѣйшую аргументацію. Вся ихъ религія въ концѣ концевъ своди¬
лась. :кт>; мессіанской надеждѣ, и весь методъ ихъ изученія св. Пи¬
санія состоялъ въ приложеніи его къ Мессіи. По принятому у
нихъ..правилу,,,истолкованія св. Писанія, все, что ни говорили