Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
247 ПОСЛАНІЕ КЪ ЕВРЕЯМЪ. ренія ангеловъ), сколько на іудейское самохвальство, что ихъ
„огненный законъ“ данъ былъ имъ чрезъ посредство ангеловъ на
горѣ Синая и поэтому долженъ считаться выше всякаго ученія че¬
ловѣческаго. Превозношеніе ангеловъ, какъ въ этотъ періодъ, такъ
и впослѣдствіи, было постоянной тенденціей іудейской мысли.
Въ 4-й книгѣ Ездры мы находимъ много различныхъ соображеній
касательно величія архангеловъ Гавріила, Уріила, Михаила, Ра-
гуила, Рафаила, какъ звѣздныхъ и неусыпныхъ стражей ,оэ). Въ
почти современномъ посланіи Климента римскаго ио) мысль эта
еще болѣе развивается и подкрѣпляется новыми доводами. Поэтому
необходимо было показать, что Христосъ не простой человѣкъ,
поклоняться которому было бы идолопоклонствомъ, но что Онъ
выше всякихъ небесныхъ властей и силъ; и даже болѣе того —
сами люди, въ силу дѣла Христова, гораздо болѣе предназначены
для будущей славы, чѣмъ ангелы. Что Іисусъ есть Христосъ и Сынъ
Божій, доказывать это не было нужды, потому что апостолъ
писалъ тѣмъ, кто принимали Его своимъ Мессіей; но необходимо
было показать, что этотъ Мессія былъ божественный, и что даже
ангельскіе вѣстники Синая *“) уничижались въ сравненіи Его вѣч¬
нымъ и окончательнымъ дѣломъ. Въ остальной части главы онъ продолжаетъ доказывать это
тѣмъ основаннымъ на св. Писаніи методомъ, который для іудеевъ былъ
болѣе убѣдителенъ, чѣмъ всякій другой, и съ которымъ мы уже имѣли
случай познакомиться изъ прежнихъ посланій ап. Павла. Его аргу¬
ментація представляетъ какбы мозаику величественныхъ цитатъ
изъ н, хстс, хыг и сі псалмовъ, затѣмъ изъ Второзаконія и 2
книги Царствъ. „Ибо кому когда изъ Ангеловъ сказалъ Богъ: Ты Сынъ Мой,
Я нынѣ родилъ Тебя ,12). И еще: Я буду Ему Отцемъ, и Онъ
будетъ МАѢ сыномъ ,,а)? Также “*), когда вводитъ Первороднаго
во вселенную, говоритъ: и да поклонятся Ему всѣ Ангелы Бо¬
жіи 1і3).. Объ Ангелахъ сказано: Ты творишь Ангелами Своихъ
духовъ, и служителями Своими пламенѣющій огонь І,е). А о Сынѣ:
престолъ Твой, Боже (Пс. хыѵ, 7, 8), въ вѣкъ вѣка; жезлъ цар¬
ствія Твоего ‘”) жезлъ правоты. Ты возлюбилъ правду, и возне¬
навидѣлъ беззаконіе: посему, помазалъ Тебя, Боже, Богъ Твой
елеемъ радости болѣе соучастниковъ Твоихъ “8). И: въ началѣ Ты,
Господи, основалъ землю, и небеса—дѣло рукъ Твоихъ. Они по¬
гибнутъ, а Ты пребываешь, и всѣ обветшаютъ, какъ риза, и какъ
одежду свернешь ихъ ,,э), и измѣнятся: но Ты тотъ же, и лѣта
Твои не кончатся *20). Кому когда изъ Ангеловъ сказалъ Богъ:
сѣди одесную Меня, доколѣ положу враговъ Твоихъ въ подножіе
ногъ 'Твоихъ ,*‘)? Не всѣ ли они суть служебные духи *2а), посы1-