Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПОДЛИННОСТЬ ПОСЛАНІЯ КЪ ЕВРЕЯМЪ. •что оно представляетъ собою просто трактатъ или бесѣду, кадцы
думаютъ нѣкоторые критики 88), такъ какъ въ канонѣ Новаго За-. '
вѣта имѣются также посланія, которыя, будучи всѣми признаваемы
.за произведеніе боговдохновеннаго апостола, тѣмъ не менѣе нигдѣ
не заключаютъ въ себѣ имени писателя. Таковы три посланія
.ап. Іоанна, въ которыхъ также опущено имя апостола по не¬
извѣстнымъ намъ причинамъ. Первое изъ этихъ посланій начи¬
нается такъ же, какъ и посланіе къ Евреямъ, а въ другихъ двухъ
писатель называетъ себя лишь „старцемъ". А что ап. Павелъ не
хотѣлъ вообще скрывать себя, это мы узнаемъ изъ самаго посланія,
гдѣ онъ говоритъ: „знайте, что братъ нашъ Тимоѳей освобожденъ;
и я вмѣстѣ съ нимъ, (если онъ скоро придетъ), увижу васъ"
>(Евр. хш, 23). Это указаніе на Тимоѳея, находившагося, какъ
это всѣмъ было извѣстно, вмѣстѣ съ ап. Павломъ въ Римѣ, съ
ясностью показывало читателямъ посланія, кто именно былъ авторъ
его. Такимъ образомъ, возраженіе, основанное на опущеніи имени
апостола, распадается само собою. Что касается возраженія, что это посланіе по своему слогу
выше другихъ посланій ап. Павла и поэтому не можетъ быть
произведеніемъ этого апостола, то нужно замѣтить, что въ слогѣ
■его въ сущности и нѣтъ такого превосходства въ стилѣ, ко¬
торое бы заставляло приходить къ заключенію, что оно напи¬ сано не ап. Павломъ. Тѣ, которые думаютъ иначе, приписывали ■его Варнавѣ, Лукѣ, Клименту, Аполлосу 89), считая ихъ авторами
гіли переводчиками посланія. По мнѣнію бл. Іеронима, „мысли и
-чувства принадлежатъ апостолу, но языкъ и составленіе кому ни-
■будь другому, который предалъ письму мысли апостола и такъ
•сказать истолковалъ ученіе, высказанное его учителемъ". Эта по¬
слѣдняя мысль поддерживается и многими новѣйшими изслѣдова¬ телями э0), но она не имѣетъ за себя никакихъ реальныхъ осно¬ ваній. Если даже допустить нѣкоторое преимущество этого по¬
сланія въ слогѣ, то оно легко объяснимо какъ тщательностью,
которой требовало самое написаніе столь глубоко содержательнаго
посланія, такъ и тѣми истинами, которыя заключаются въ немъ.
Съ другой стороны мы видимъ въ немъ тоже самое построеніе
предложеній, тотъ же самый характеръ выраженій, съ какими мы
уже знакомы въ несомнѣнныхъ посланіяхъ ап. Павла. Въ общемъ такимъ образомъ мы вмѣстѣ съ рядомъ знаменитѣй¬
шихъ изслѣдователей, какъ древняго, такъ и новѣйшаго времени,
приходимъ къ тому заключенію, что посланіе къ Евреямъ написано
никѣмъ ннымъ, какъ именно ап. Павломъ. Что касается времени написанія этого посланія, то оно
очевидно написано было до разрушенія Іерусалима въ 70 году. іб*