Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
^52 . ,нервы и дни христіанства. ; сланій. И всѣ эти обстоятельства такимъ образомъ придаютъ новую
силу не только ..соображеніямъ касательно подлинности посланія,
но также и касательно того времени, когда оно было написано. Возможно ли, чтобы всѣ эти совпаденія могли имѣть лишь
случайный характеръ? Расположеніе и методъ разсужденія, самый
обсуждаемый предметъ и особенности чувствъ, даже словъ и выра¬
женій настолько обнаруживаютъ въ писателѣ ап. Павла, что авто¬
ромъ разсматриваемаго посланія не могъ быть никто другой,
* кромѣ именно великаго апостола народовъ. Тѣмъ не менѣе противъ
подлинности возбуждаются нѣкоторыми сомнѣнія- еще и въ виду
другихъ основаній. Эти сомнѣнія главнымъ образомъ основываются
на опущеніи въ посланіи имени писателя и на большей обрабо¬
танное™ и изяществѣ самаго слога, чѣмъ сколько мы это видимъ
въ несомнѣнныхъ посланіяхъ ап. Павла. Правда, что всѣ признанныя посланія ап. Павла начинаются
привѣтствіемъ отъ его собственнаго имени, и что большинство
изъ нихъ направляются изъ какого либо опредѣленнаго мѣста и
посылаются съ какими нибудь особыми уполномоченными, между
тѣмъ какъ посланіе къ Евреямъ анонимно, въ немъ не указывается
мѣсто, откуда оно отправлено, и не обозначено имя уполномоченнаго.
Эти опущенія однакоже едвали могутъ имѣть большое значеніе
въ смыслѣ возраженія противъ приведенныхъ уже положительныхъ
данныхъ. Они съ достаточностью объясняются Климентомъ Але¬
ксандрійскимъ и бл. Іеронимомъ, которые говорятѣ, что такъ какъ
Іисусъ Христосъ былъ въ особенномъ смыслѣ Апостоломъ къ
евреямъ, какъ и признается въ этомъ посланіи (въ ш, 1), то ап. Па¬
велъ изъ смиренія отклонилъ отъ себя въ этомъ случаѣ титулъ
апостола. Бл. Ѳеодоритъ прибавляетъ къ этому, что ап. Павелъ,
будучи исключительно апостоломъ необрѣзанія, подобно тому, какъ
остальные были апостолами обрѣзанія (Гал. п, 9; Рим. хі, 13),
чувствовалъ смущеніе выступить открыто при обращеніи къ народу,
находившемуся на ихъ особомъ попеченіи. Онъ не упомянулъ о
своемъ собственномъ имени и имени посланнаго, равно какъ о
тѣхъ лицахъ, къ кому направлялось посланіе, потому что такое
длинное посланіе могло послужить поводомъ къ подозрительности
для гражданскихъ властей въ тотъ періодъ, когда іудеи были
наиболѣе мятежны, и такимъ образомъ могъ бы подвергнуть опа¬
сности какъ себя, такъ и уполномоченнаго и тѣхъ, къ кому оно
обращено было. Но читатели могли легко узнать писателя по его
слогу, равно какъ й по отправляемому уполномоченному безъ
всякаго формальнаго замѣчанія или надписанія. Кромѣ того, от¬
сутствіе имени апостола отнюдь не можетъ служить доказатель¬
ствомъ, что, посланіе въ Евреямъ написано не ап. Павломъ, или