Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПОДЛИННОСТЬ ПОСЛАНІЯ КЪ ЕВРЕЯМЪ. І24І \ воздамъ, говоритъ Господь". Приведенный текстъ въ точности не
соотвѣтствуетъ ни греческому переводу, ни еврейскому подлиннику,’
но зато онъ буквально соотвѣтствуетъ этому же самому тексту, какъ
онъ приведенъ въ посланіи ап. Павла къ Рим. хп, 19. Затѣмъ
съ этимъ же самымъ явленіемъ мы встрѣчаемся въ Евр. х, В8,
гдѣ приводится изреченіе изъ пророка Аввакума п, 4: „праведный
вѣрою живъ будетъ". Этотъ текстъ опять не соотвѣтствуетъ ни
греческому переводу, ни еврейскому подлиннику, но точно совпа-
даетъ съ текстомъ, какъ онъ приведенъ въ Рим. і, 17. Это во
всякомъ случаѣ' такого рода совпаденія, которыя показываютъ, что
авторъ посланія къ Евреямъ былъ знакомъ съ авторомъ посланія
къ Римлянамъ, и притомъ такъ, что нѣкоторые любимые тексты
г- лѣдняго настолько запечатлѣлись въ его умѣ, что онъ пред¬
почитаетъ приводить ихъ въ той формѣ, какую придалъ имъ ап.
Павелъ. Но въ такомъ случаѣ гораздо естественнѣе предполагать,
что этотъ авторъ, приводящій въ такой своеобразной формѣ тексты,
есть никто иной, какъ именно самъ ап. Павелъ, тѣмъ болѣе, что
указанное явленіе повторяется не только въ приведенныхъ случа¬
яхъ, но и во многихъ другихъ, причемъ форма текста въ посланіи
къ Евреямъ представляетъ нѣкоторое сходство и съ формою тек¬
стовъ, приводимыхъ напр. въ посланіи къ Коринѳянамъ (2 Кор.
и, 18; ср. Евр. і, 5). Наконецъ есть много другихъ данныхъ въ концѣ этого
посланія, -которыя ясно доказываютъ, что оно написано было ап.
Павломъ. Такъ въ Евр. хш, 23 говорится объ отбытіи Тимоѳея;
а мы знаемъ изъ начала посланій къ Филиппійцамъ, Колоссянамъ
и Филимону, что онъ былъ вмѣстѣ съ ап. Павломъ во время его
тюремнаго заключенія въ Римѣ. Свидѣтельство въ Евр. хш, 24
„привѣтствуютъ васъ италійскіе“ показываетъ, что писатель на¬
ходился въ Италіи, куда именно ап. Павелъ отправленъ былъ
узникомъ и гдѣ онъ пробылъ два года (Дѣян, ххѵш, 30), и
гдѣ также онъ написалъ нѣсколько посланій. Въ Евр. х, 34 апо¬
столъ упоминаетъ, о своихъ узахъ и о томъ сочувствіи, которое
выказывали ему христіане во время его тюремнаго заключенія,
чтР опять указываетъ на обстоятельство узничества апостола на¬
родовъ. Кромѣ того мы видимъ здѣсь и тотъ признакъ и печать,
которыми постоянно отличаются посланія ап. Павла, именно вы¬
раженіе „благодать со всѣми вами" (Евр. хш, 25; ср. 2 Ѳесс.
ш, 17, .18). Что привѣтствіе это написано было собственною
рукою писателя, сомнѣваться въ этомъ нѣтъ основаній, и напро¬
тивъ есть основаніе думать, что оно именно принадлежитъ писа¬
телю, такъ какъ самъ онъ въ другомъ мѣстѣ прямо заявляетъ,
Нто такое привѣтствіе служитъ признакомъ подлинности его по-