Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПОДЛИННОСТЬ ПОСЛАНІЯ КЪ ЕВРЕЯМЪ. гз^г сано. совершенно тѣмъ же методомъ, какимъ написаны и другія по¬
сланія ап. Павла. Такъ, авторъ .прежде всего излагаетъ таинственное
ученіе Евангелія, защищая его отъ возраженій, и затѣмъ перехо¬
дитъ къ увѣщанію о послушаніи и къ исчисленію тѣхъ нрав¬
ственныхъ обязанностей, которыя необходимо было напомнить хри¬
стіанамъ. Въ этомъ отношеніи посланіе къ Евреямъ имѣетъ боль¬
шое сходство съ посланіемъ къ Галатамъ и особенно съ посланіемъ
къ Римлянамъ. Подобно имъ, первая часть этого посланія (і—х,
19) имѣетъ главнымъ образомъ догматическій характеръ, хотя въ ,
тоже время заключаетъ въ себѣ и случайныя увѣщанія, которыя
явно свидѣтельствуютъ о напряженности чувствъ писателя. Начиная
съ х, 20 и до конца оно имѣетъ характеръ увѣщательный и прак¬
тическій. Въ посланіи къ Римлянамъ, какъ разъ предъ тѣмъ, какъ
начинается привѣтственная часть, писатель проситъ особыхъ молитвъ
тѣхъ, въ которымъ онъ обращается, чтобы ему избавиться отъ
гоненія, и затѣмъ прибавляетъ, чтобы Богъ мира былъ съ ними
и заключаетъ словомъ „аминь“ (Рим. хт, 30—83). Тоже самое и
въ томъ же порядкѣ мы видимъ и въ концѣ посланія къ Евреямъ
(хш, 18—21). Писатель проситъ ихъ молитвъ, чтобы онъ скорѣе
былъ освобожденъ, поручаетъ ихъ Богу мира (выраженіе еще нигдѣ
не употребляемое кромѣ посланій ап. Павла и въ посланіи къ
Евреямъ), и заключаетъ словомъ „аминь“ в6). Подобныя совпаденія
въ отношеніи метода можно указать'и съ посланіями къ Ефесянцмъ
и Колоссянамъ, что опять ясно указываетъ, на методъ ап. Павла. Въ посланіи къ Евреямъ мы находимъ затѣмъ тотъ же преизбы¬
токъ чувства,—чувства кратко выраженнаго, чѣмъ именно ап. Павелъ
отличается отъ всѣхъ другихъ священныхъ писателей. Тутъ мы
видимъ также крутые переходы отъ подлежащаго предмета къ
какому нибудь второстепенному, но въ тоже время связанному съ
нимъ, причемъ писатель опять скоро возвращается къ своему пред¬
мету и поясняетъ его въ высшей степени сильными доводами,
иногда выраженными кратко и даже однимъ словомъ, что состав¬
ляетъ характеристическую особенность ап. Павла. Въ этомъ по¬
сланіи'равнымъ образомъ вопреки обычаю другихъ писателей, но
въ духѣ ап. Павла, мы встрѣчаемся съ многими эллипсическими
выраженіями, которыя приходится дополнять или изъ предыду¬
щихъ или изъ послѣдующихъ предложеній. Въ немъ также, какъ
и въ признанныхъ посланіяхъ ап. Павла, мы находимъ разъ¬
ясненіе, обращенное къ мыслямъ читателя и отвѣты на невыска¬
занныя возраженія, и именно въ виду, того, что писатель очевидно
зналъ, что возраженія эти могутъ естественно возникнуть, и по¬
этому нуждаются въ устраненіи. Наконецъ, совершенно въ духѣ
ап. Павла щиоатель посланія къ Евреямъ присоединилъ къ своимъ