Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
238 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. писанія ап. Павла “ 83). Самъ Евсевій часто приводитъ ото по¬
сланіе въ качествѣ посланія ап. Павла, придавая ему полное зна¬
ченіе1 священнаго Писанія. Св. Аѳанасій Великій также безъ вся¬
каго;, смущенія принималъ это посланіе. При исчисленіи 14 по¬
сланій ап, Павла, онъ полагаетъ его послѣ втораго посланія къ
Ѳессалоникійцамъ и нередъ посланіями къ Тимоѳею, Титу и Фи¬
лимону. Тотъ же самый порядокъ соблюдается и въ приписы¬
ваемомъ ему синопсисѣ священнаго Писанія. Затѣмъ дальнѣйшіе
вѣка представляютъ массу свидѣтелей, которые своею много¬
численностью съ достаточностью говорятъ въ пользу подлинности
разсматриваемаго посланія. Что касается отцевъ латинской или
западной церкви, то можно прежде всего указать на Климента,
-епископа римскаго. Въ его посланіи къ Коринѳянамъ (написан¬
номъ погречески въ 96 г. или по мнѣнію нѣкоторыхъ писателей
около 70 г.) есть нѣсколько намековъ или указаній на посланіе
къ Евреямъ 84). Св. Ириней, епископъ ліонскій, около 178 года,
какъ свидѣтельствуетъ Евсевій, также приводилъ нѣкоторыя мѣста
изъ этого посланіи въ потерянномъ теперь сочиненіи, хотя и не
видно, чтобы онъ принималъ его въ качествѣ посланія ап. Павла.
Тертулліанъ, пресвитеръ карѳагенскій, около 200 г., приписывалъ
это посланіе Варнавѣ. Затѣмъ можно указать цѣлый рядъ другихъ
отцевъ и учителей церкви, которые принимали это посланіе за при¬
надлежащее ап. Павлу. Но такъ какъ эти свидѣтельства имѣютъ
• уже болѣе поздній - характеръ, то мы и ограничимся приведенными
изъ нихъ. Во всякомъ случаѣ ясно, что на пространствѣ ВО лѣтъ
послѣ того, какъ написано было это посланіе, оно пріобрѣло
такую извѣстность и такое довѣріе, что церковь римская, столица
христіанскаго міра, въ посланіи, адресованномъ Климентомъ, епи¬
скопомъ этой церкви, къ коринѳянамъ, дѣлала частыя ссылки на
него какъ на книгу, имѣющую божественный авторитетъ, и при¬
томъ такимъ способомъ, который заставляетъ предполагать, что
и сама коринѳская церковь также знала и признавала это посла¬
ніе. Затѣмъ Іустинъ Философъ очевидно ссылался на содержаніе
этого посланія какъ священнаго Писанія въ 140 году, и около
этого же, времени или недолго спустя оно было внесено въ число
каноническихъ книгъ Новаго Завѣта церквами какъ востока, такъ
и запада. И такимъ образомъ уже въ періодъ, недалекій отъ
апостольскаго вѣка, посланіе къ Евреямъ получило такое значеніе,
что стояло отнюдь не ниже другихъ книгъ Новаго Завѣта 8В). Что касается внутреннихъ данныхъ, то они еще съ большею
рѣшительностью свидѣтельствуютъ въ пользу подлинности посла-
щ®«цъ Евреямъ. .Если мы всмотримся пристальнѣе въ построеніе
аяого посланія, то увидимъ, что оно напи-