Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПОДЛИННОСТЬ ПОСЛАНІЯ КЪ ЕВРЕЯМЪ. 237 онъ несомнѣнно проявилъ туже мудрость, ревность и любовь • и
въ написаніи посланія къ Евреямъ; но въ этомъ мѣстѣ ап. Петръ
очевидно имѣетъ въ виду какую либо особенную мудрость, данную
Павлу, какъ именно апостолу. Онъ не указываетъ на духовную
мудрость ап. Павла вообще въ знаніи воли Бога и тайнъ Еванге¬
лія; но особенно указываетъ на ту святую мудрость, которую
ап. Павелъ проявилъ въ составленіи посланія къ Евреямъ, аргу¬
ментація котораго (часто пользующаяся пріемами знаменитой школы
александрійской „мудрости") способна была убѣдить даже невѣ¬
рующихъ , а предостереженія и ободренія чудесно были расчитаны
на то, чтобы вдохнуть новую вѣру въ вѣрующихъ іудеевъ и утвер¬
дить въ вѣрѣ колеблющихся. Въ тоже самое время ничто такъ
ясно не показываетъ особенной мудрости, проявляющейся по от¬
зыву ап. Петра въ этомъ посланіи, какъ именно снисхожденіе
ап. Павла къ предразсудкамъ и привязанностямъ тѣхъ, которымъ
онъ писалъ и которыхъ онъ убѣждалъ на основаніи ихъ собствен¬
ныхъ методовъ мышленія и вѣрованій. Всѣ эти данныя показываютъ, что посланіе къ Евреямъ тож¬
дественно съ тѣмъ именно посланіемъ, которое имѣлъ въ виду
ап. Петръ. Мы съ особенною настойчивостью остановились на его
свидѣтельствѣ потому, что онъ, какъ боговдохновенный апостолъ,
имѣлъ болѣе чѣмъ кто либо возможности рѣшить споръ касательно
этого посланія и показать, что оно подлинное и боговдохновенное
произведеніе славнаго ап. Павла. Существуетъ однакоже много*
другихъ свидѣтельствъ, которыя подтверждаютъ туже самую истину,
и каждое изъ нихъ составляетъ значительный противовѣсъ тѣмъ
возраженіямъ, которыя выставляются противъ подлинности этого
посланія ап. Павла. Такъ, нельзя не указать прежде всего въ
этомъ отношеніи на свидѣтельство церковной древности, рѣшительно
приписывающей это посланіе ап. Павлу. Среди греческихъ отцевъ и учителей церкви, писавшихъ на
греческомъ языкѣ, мы находимъ указаніе на это посланіе у Іустина
Философа въ его „Діалогѣ съ Трифономъ іудеемъ" въ 140 году.
Оно часто цитуется безъ всякаго смущенія, какъ посланіе ап. Павла,
св. Климентомъ александрійскимъ, около 194 года. Оцо прини¬
мается и цитуется, какъ посланіе ап. Павла, Оригеномъ около
230 года 8г); принимается въ качествѣ посланія ап. Павла и
Діонисіемъ, епископомъ александрійскимъ, въ 247 году. Ясныя
ссылки на него дѣлаетъ и Ѳеогиостъ александрійскій около 282 г.
Евсевій, епископъ кесарійскій, около 315 г., говоритъ: „суще¬
ствуютъ и извѣстны 14 посланій Павла; но есть и такіе, кото¬
рые отвергаютъ посланіе въ Евреямъ, предполагая по своему
мнѣнію, что оно не было принято церковью римскою въ качествѣ ■