Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПОДЛИННОСТЬ ПОСЛАНІЯ КЪ ЕВРЕЯМЪ. 235 ложеніи многое сразу уясняется въ посланіи, именно, почему
авторъ его пользуется почти исключительно текстомъ ьхх, и по¬
чему оно написано было на греческомъ языкѣ 80). Іудеи Александріи
были богаты, образованны и глубоко знакомы, можно прибавить,
какъ съ іудейской, такъ и съ языческой философіей. Указаніе,
въ хіі, 1 на общественныя игры является въ этомъ отношеніи
довольно приложимымъ къ нимъ, и еще болѣе приложимымъ
является описаніе устройства храма, которое, не соотвѣтствуя во
всѣхъ своихъ частяхъ подробностямъ устройства храма іерусалим¬
скаго, въ тоже время могло соотвѣтствовать особенностямъ устрой¬
ства храма леонтопольскаго, который, какъ извѣстно, построенъ
былъ въ Египтѣ Ояіей по непосредственному описанію скиніи въ
книгѣ Исходъ. На это же можетъ указывать и то обстоятельство,
что именно въ Александріи, въ свидѣтельствахъ знаменитыхъ от-
цевъ и учителей церкви александрійской, мы находимъ самое ран¬
нее свидѣтельство о томъ, что посланіе это принадлежитъ ап. Павлу.
Наконецъ, нельзя не принять во вниманіе еще одного свидѣтельства,
находящагося въ знаменитомъ канонѣ Мураторія, гдѣ посланіе къ
Евреямъ надписывается: Ерізіоіа ай АІехажЫпоз (посланіе къ але¬
ксандрійцамъ),—свидѣтельство, которое во всякомъ случаѣ заслу¬
живаетъ глубочайшаго вниманія изслѣдователей. Хотя этими дан¬
ными и ограничиваются свидѣтельства въ пользу александрійскаго
назначенія посланія къ Евреямъ, они настолько однакоже правдо¬
подобны и настолько соотвѣтствуютъ самому характеру и содер¬
жанію посланія, что мы, не настаивая на этомъ предположеніи
съ догматической рѣшительностью, и остановимся на немъ. Въ
самомъ дѣлѣ нѣтъ ничего невѣроятнаго въ предположеніи, что
великій апостолъ народовъ, написавъ посланіе ко всѣмъ главнымъ
общинамъ христіанства, могъ воспользоваться первымъ случаемъ
(а случаемъ этимъ могла быть встрѣча съ александрійцемъ Апол-
лосомъ, который и могъ сообщить апостолу о религіозномъ со¬
стояніи своихъ соотечественниковъ) для того, чтобы обратиться съ
посланіемъ и къ іудейскимъ христіанамъ знаменитаго центра тогдаш¬
ней образованности, именно Александріи. Если политическое мо¬
гущество сосредоточивалось въ Римѣ, то' образованность времени
несомнѣнно сосредоточивалась въ Александріи, и такъ какъ тамъ
христіане изъ іудеевъ, подъ давленіемъ и прямымъ гоненіемъ сво¬
ихъ неувѣровавшихъ соплеменниковъ, въ рукахъ которыхъ сосре¬
доточивались всѣ богатства и всѣ блага міра сего, могли подле¬
жать опасности отпаденія оть христіанства къ своимъ старымъ
вѣрованіямъ, и быть можетъ даже и были уже случаи такого от¬
паденія, то апостолъ, опираясь на знакомство своего сотрудника ■