Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
234 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. зумѣютъ и вообще евреевъ ,6), но естественнѣе всего предпола¬
гать Іерусалимъ. Ученые, останавливающіеся на мнѣніи, что по¬
сланіе это адресовано было въ Іерусалимъ ’77), основываются на
томъ, что читатели его предполагаются совершенно знакомыми съ
подробностями описываемаго въ посланіи храма. Но этотъ аргу¬
ментъ однакоже не имѣетъ принудительной убѣдительности, такъ
какъ знакомство съ храмомъ можно было предположить и за всѣми
многочисленными поклонниками, прибывавшими въ Іерусалимъ на
годичные праздники изо всѣхъ странъ міра, и напротивъ есть
данныя, которыя показываютъ, что Іерусалимъ не могъ быть мѣ¬
стомъ, куда было обращено посланіе. Правда, что матерь церковь
могла чувствовать особенный интересъ ко всему тому, что гово¬
ритъ писатель посланія; но іудействующіе христіане Іерусалима, въ
виду ранѣе установившихся отношеній, едвали бы благосклонно
приняли посланіе отъ апостола язычниковъ, которое приводитъ
текстъ только по ьхх и написано было по гречески. Кромѣ того,
о нихъ отнюдь нельзя было сказать въ обычномъ смыслѣ, что они
„еще не до крови сражалисьравнымъ образомъ было бы не¬
сообразно съ извѣстными историческими данными, чтобы они и
„служили святымъ", такъ какъ сами большею частью были угне¬
таемы бѣдностью и нуждались въ помощи другихъ. Страннымъ
въ такомъ случаѣ можетъ казаться и то, что въ посланіи не дѣ¬
лается никакого намека на то обстоятельство, что нѣкоторые изъ
нихъ сами лично слышали ученіе Христа и были свидѣтелями Его
страданій и смерти. Въ виду этого можно думать, что посланіе
къ Евреямъ не было обращено къ палестинскимъ христіанамъ. Если же такимъ образомъ посланіе къ Евреямъ было обращено
не къ палестинскимъ христіанамъ, то иные предполагаютъ, что
оно было обращено къ христіанамъ Рима ™). Оно хорошо было
извѣстно св. Клименту римскому, и нѣкоторые изъ намековъ въ
посланіи такого рода, что въ нихъ можно видѣть указаніе на Не-
роново гоненіе. Съ другой стороны, мученія, о которыхъ говорится
въ немъ, представляются какбы отдаленными по времени (х, 32),
и римскіе христіане болѣе чѣмъ всѣ другіе „сражались до крови" ,э).
Кромѣ того, было бы странно, что Климентъ римскій, знавшій это
посланіе и по самому своему положенію имѣвшій возможность
знать и имя его писателя, не сообщаетъ въ этомъ отношеніи даже
никакого преданія. Затѣмъ выраженіе въ хш, 24: „привѣтствуютъ
васъ италійскіе“ ясно свидѣтельствуетъ, что посланіе могло быть
написано изъ Италіи, но отнюдь не въ Италію. Остается такимъ образомъ предположить, что посланіе обра¬
щено-къ жителямъ Африки, и въ такомъ случаѣ единственнымъ
городомъ могла быть конечно Александрія. При такомъ вредно-