Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
■ФИЛОНИЗМЪ, АЛЛЕГОРИЧЕСКОЕ ТОЛКОВ. И КАТИХИЗ. ШКОЛА АЛЕКСАНДРІИ. 229 христіанскихъ писателей того времени. Съ самыхъ первыхъ дней
христіанства. Александрія сдѣлалась мѣстомъ одной изъ школъ
христіанской мысли 63). Александрійскіе обращенцы съ самаго на¬
чала должны были имѣть дѣло съ тѣми же самыми проблемами и
были окружены тѣми же самыми вліяніями, какъ и ихъ іудейскіе
предшественники. То обстоятельство, что свое ученіе имъ прихо¬
дилось распространять и поддерживать среди язычниковъ и фило¬
софовъ,—людей съ широкимъ образованіемъ и просвѣщеннымъ
умомъ, дѣлало для нихъ необходимымъ представлять христіанство
такимъ образомъ, чтобы не оттолкнуть своихъ оппонентовъ и не
дать имъ легкой побѣды надъ этимъ ученіемъ. Вслѣдствіе этого,
по необходимости возникла великая катихизическая школа Але¬
ксандріи, которая считала своимъ основателемъ св. евангелиста
Марка. Самымъ раннимъ изъ болѣе или менѣе извѣстныхъ учите¬
лей въ ней былъ достопочтенный Пантенъ, о которомъ его преем¬
ники всегда говорятъ съ любовью и уваженіемъ. За нимъ слѣ¬
довалъ Климентъ александрійскій, многія изъ драгоцѣнныхъ со¬
чиненій котораго сохранились до насъ. За Климентомъ слѣдовалъ
величайшій изъ всѣхъ учителей церкви Оригенъ. За Оригеномъ
слѣдовали его ученики Ираклъ и Діонисій, которымъ наслѣдовали
Піерій, Ѳеогностъ, Петръ Исповѣдникъ и Дидимъ. Это приводитъ
насъ уже къ четвертому вѣку, послѣ котораго слава школы со¬
вершенно затмилась. Эти именно мыслители съ успѣхомъ старались доказать языч¬
никамъ, что христіанство отнюдь не бѣгало отъ свѣта разума, но
всегда готово было выступать при полномъ блескѣ его и встрѣчать
противниковъ на почвѣ равнаго имъ образованія. Они старались
также подавить гностическое тщеславіе, которое съ презрѣніемъ
смотрѣло на вѣру неученой массы и гордилось обладаніемъ недо¬
ступныхъ для простаго народа тайнъ. Это были высокія и достой¬
ныя' великихъ умовъ цѣли. Но не менѣе необходимо было пока¬
зать всѣмъ подобнымъ зилотамъ религіознаго высокомѣрія, что
если Богъ не нуждается въ человѣческомъ знаніи, то Онъ еще
менѣе нуждается въ человѣческомъ невѣжествѣ; что благоразумное
умозрѣніе и божественная философія не только позволительны, но
и необходимы на поприщѣ христіанскаго ученія; что божествен¬
ное внушеніе не оставляло и язычниковъ своимъ просвѣщеніемъ,
и что христіане не только не должны подозрительно смотрѣть на
свѣтъ, сіяющій внѣ священной скиніи, но должны привѣтствовать
съ любовію и радостью, какбы это былъ лучъ отъ того же са¬
маго неистощимаго солнца славы ®4). Христіанскіе ученые Але¬
ксандріи избрали девизомъ своей школы девятый стихъ изъ седьмой
главы книги пророка Исаіи (по греческому переводу): „если вы