Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
СОБОРНОЕ ПОСЛАНІЕ СВ. АН. ІУДЫ. ~2т палестинской, былъ знакомъ со множествомъ такихъ гагадоѳъ, и
поэтому вполнѣ естественно, что, пиша своимъ соплеменникамъ,
св. Іуда могъ ссылаться на такія сказанія въ видѣ поясненія,
подобно тому, какъ ап. Павелъ указываетъ на сообщаемыя пре¬
даніемъ имена египетскихъ мудрецовъ (2 Тим. ш, 8) и дѣлаетъ
намекъ на сказаніе о странствующемъ камнѣ 448). Цитата св. Іуды изъ апокрифической книги Еноха 449) не болѣе
придаетъ книгѣ Еноха, или заимствованному изъ нея мѣсту, пе¬
чать божественнаго откровенія, чѣмъ цитаты ап. Павла изъ сочи¬
неній Эпименида, Арата или Менандра. Изъ этихъ языческихъ
писателей и даже изъ послѣдняго (хотя онъ былъ глубоко прони¬
кнутъ преступною безнравственностью упадающаго вѣка) ап. Па¬
велъ безъ малѣйшаго смущенія приводитъ религіозную истину,
нравственное положеніе, или историческое указаніе, когда это тре¬
бовалось для поясненія его общей цѣли. Неудивительно поэтому,
что и св. Іуда могъ сдѣлать подобное же употребленіе изъ книги
Еноха и „Вознесенія Моисея", бывшихъ въ большомъ употреб¬
леніи среди гебраистовъ, къ которымъ онъ обращался съ своимъ
посланіемъ и взгляды которыхъ онъ раздѣлялъ. Нѣкоторые пред¬
полагали, что онъ пользовался ими потому, что ихъ принимали
тѣ, къ кому онъ писалъ, естественно предполагая, что всякое
соображеніе, извлеченное изъ нихъ, можетъ имѣть для нихъ осо¬
бенное значеніе. Но гораздо естественнѣе предположить, что онъ
указывалъ на ходячія представленія съ особенною цѣлью, подобно
тому, какъ это дѣлаютъ и писатели всѣхъ временъ, не входя въ
подробное обсужденіе въ отношеніи ихъ буквальной истинности. Таковы различныя мнѣнія толкователей касательно этого пред¬
мета. Они затрогиваютъ вопросы, лежащіе въ той нейтральной
области, гдѣ всѣ истинные христіане должны уважать свою общую
свободу. Они затрогиваютъ вопросы литературы и критики. Раз¬
рѣшеніе ихъ поэтому можетъ быть предоставлено вполнѣ времени
и расширяющемуся кругозору мысли человѣчества. Все, что можно
сказать касательно ихъ, это слѣдующее: въ необходимомъ да бу¬
детъ единство, въ сомнительномъ—свобода, во всемъ—любовь. Если мы спросимъ, кто были тѣ злые дѣлатели, противъ
которыхъ направляется обличеніе св. Іуды и ап. Петра въ его
второмъ посланіи (причемъ св. Іуда изобличаетъ ихъ страшное
нечестіе и богохульственную дерзость, а ап. Петръ останавливается
главнымъ, образомъ на ихъ растлѣвающемъ вліяніи и дерзкомъ
безвѣріи), то отвѣтомъ на это будетъ то, что ни одинъ изъ* свя¬
щенныхъ писателей не имѣетъ здѣсь дѣла съ какою либо опредѣ¬
ленною сектою, но что обличаемыя ими заблужденія и безза¬
конія были общими явленіями, отличавшими многія секты того и