Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
СОБОРНОЕ ПОСЛАНІЕ СВ. АН. ІУДЫ. 72УШ1 они ропотншш, ничѣмъ недовольные, поступающіе по своимъ
похотямъ; уста ихъ произносятъ надутыя слова, они оказываютъ,
лицепріятіе, корыстолюбивы (16); это люди, отдѣляющіе себя,
душевные, не имѣющіе духа (19). Наконецъ къ нимъ и относиться
нужно троякимъ образомъ: къ однимъ нужно быть милостивымъ
съ разсмотрѣніемъ, другихъ спасать страхомъ и третьихъ нужно-
гнушаться (22, 23). Но святые должны молиться Духомъ, сохра¬
нять себя въ любви Божіей, и ожидать милости отъ Господа (20),
и самая слава приписывается Богу—прежде всѣхъ вѣковъ, нынѣ,
и во всѣ вѣки (25). Нѣкоторыя изъ этихъ тройственныхъ построеній теряются въ
нашихъ обычныхъ переводахъ, какъ напримѣръ, въ стихѣ 16; но
вообще даже если допустить, что нѣкоторыя ивъ нихъ случайны,
то повтореніе такого расположенія не менѣе чѣмъ 11 разъ въ 25
стихахъ, очевидно, показываетъ преднамѣренность или во всякомъ
случаѣ составляетъ характеристическій образъ мышленія священ¬
наго писателя. Въ параллель ему невозможно представить ни одного
еще мѣста въ св. Писаніи ”°). Оно не похоже на строй класси¬
ческаго греческаго языка и совершенно согласуется съ призна¬
ваемымъ авторствомъ, указывая еврейскій оттѣнокъ ума писателя -
Впослѣдствіи мы увидимъ, что подобное же антитетическое распо¬
ложеніе и ритмическая плавность составляютъ особенность слога,
св. ап. Іоанна. У обоихъ этихъ священныхъ писателей это со¬
ставляетъ результатъ ихъ семитическаго происхожденія и іудей¬
скаго воспитанія. п. Но еще болѣе замѣчательною особенностью писателя слу¬
житъ его любовь къ намекамъ и ссылкамъ на отдаленныя и не¬
записанныя событія іудейскаго преданія. На короткомъ простран¬
ствѣ 9 стиховъ онъ вводитъ ходячія іудейскія преданія такимъ
образомъ, параллельные примѣры которому едвали представляетъ
Новый Завѣтъ. Онъ намекаетъ, напримѣръ, на мнѣніе касательно
судьбы и паденія ангеловъ чрезъ плотскія похоти. Одинъ среди
писателей Новаго Завѣта (кромѣ св. ап. Іоанна въ Апокалипсисѣ)
онъ упоминаетъ и называетъ по имени одного архангела441)- Онъ
приводитъ разсказъ 442) о спорѣ между архангеломъ и діаволомъ о
тѣлѣ Моисея, на что въ св. Писаніи нѣтъ ни малѣйшаго указа¬
нія 443). Онъ говоритъ, что архангелъ Михаилъ „не смѣлъ", про-
изнесть „укоризненнаго суда* противъ злато духа. Онъ указываетъ
на Каина такимъ образомъ, что въ его преступленіи какбы ра¬
зумѣетъ нѣчто болѣе, чѣмъ убійство Авеля. Онъ приводитъ мѣсто
изъ одной книги, которая завѣдомо есть апокрифическая (Іуд. 14)-
Какъ объяснить всѣ эти особенности?