Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
202 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. и укорить ихъ, и онъ сдѣлалъ это въ своемъ посланіи съ без¬
пощадною суровостью. : Но хотя цѣль посланія, какъ онъ и самъ объясняетъ это, для
насъ такимъ образомъ ясна, мы однако же ничего не знаемъ ни
о времени, когда оно написано, ни о мѣстѣ, откуда оно послано,
ни о церквахъ, къ которымъ оно было обращено. Что оно было
написано въ Палестинѣ и обращено къ Коринѳу или къ Але¬
ксандріи, это лишь предположенія, которыя быть можетъ и пра¬
вильны, но не имѣютъ для себя достаточнаго основанія. Св. Іуда
обращается съ своими предположеніями просто къ вѣрующимъ
христіанамъ. Мнѣніе, что это посланіе было продиктовано враж¬
дебностью по отношенію къ ап. Павлу или его послѣдователямъ,
можно привесть здѣсь лишь какъ курьезный примѣръ извращен¬
наго критицизма з88). Худые люди, были ли это послѣдователи
Павла или іудействующіе, конечно могли впадать въ тяжкія за¬
блужденія. Самыя великія истины часто извращаются неразумными
приверженцами. Среди послѣдователей ап. Павла могли быть про¬
сто номинальные послѣдователи (и намъ извѣстно, что таковые
были въ дѣйствительности—Рим. ш, 8; 2 Петр. ш, 15), которые
изъ изреченій апостола дѣлали злонамѣренные выводы, что-де мы
можемъ грѣшить для того, чтобы умножилась благодать, и что такъ
какъ мы оправдываемся вѣрою, то дѣла совершенно излишни. Но
что іудействующіе были способны въ ересямъ не менѣе гибель¬
нымъ, это доказывается тѣми обличеніями, которыя дѣлаются имъ
и ихъ приверженцамъ въ посланіяхъ ап. Павла (Гал. і, 9; у, 12;
ѵі, 12; 2 Кор. хі, 20 и проч.). Нѣтъ основанія утверждать, что
здѣсь одинъ классъ изобличается болѣе чѣмъ другой, и какъ мало
вѣроятности въ томъ, чтобы св. Іуда могъ съ огорченіемъ отно¬
ситься въ дѣятельности ап. Павла, это къ счастью, хотя и слу¬
чайно, доказывается не только сходствомъ тона собственныхъ обли¬
ченій ап. Павла, но также и вліяніемъ ' посланія къ Римлянамъ
на ту форму, которую св. Іуда придаетъ своему заключительному
благословенію. Мы отвергаемъ теоріи Ренана и болѣе крайнихъ
послѣдователей школы Тюбингенской не изъ предзанятыхъ взгля¬
довъ (намъ извѣстно, что въ ту эпоху, какъ и въ другія послѣ¬
дующія, богословскіе споры даже между • мужами апостольскаго
вѣка'могли быть-горячими и ожесточенными з8э), но отвергаемъ
йхъ потому; 'что; онѣ не имѣютъ для себя ни малѣйшаго основа¬
нія* ц находятся въ прямомъ противорѣчіи съ общеизвѣстными * «‘Представляемъ затѣмъ текстъ • самаго посланія св. Іуды, отмѣ¬
чая- въ' немъ курсивомъ тѣ выраженія и мѣста, въ которыхъ оно