Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
7.Щ . - •■4»> л.іГ’ ГЛАВА XII.
Соборное посланіе св. ап. Іуды. Іуда написалъ самое короткое посланіе, во
исполненное небесной благодати. Оригенъ. Подлинность краткаго, но глубоко интереснаго посланія св. Іуды
подтверждается болѣе сильными внѣшними данными, чѣмъ втораго
посланія ап. Петра. Одно уже это обстоятельство заставляетъ при¬
знать, что оно по своему . происхожденію раньте послѣдняго.
Правда, Евсевій Кесарійскій относилъ его, какъ и пять другихъ
соборныхъ посланій, къ ,, спорнымъ * книгамъ, но оно принималось
Тертулліаномъ 31в), Климентомъ Александрійскимъ, Оригеномъ,
Іеронимомъ и Ефремомъ Сириномъ, и хотя его нѣтъ въ Йешито,
оно всетаки признается подлиннымъ въ Мураторіевомъ канонѣ.
Это принятіе его въ число каноническихъ книгъ тѣмъ болѣе за¬
мѣчательно, что на короткомъ пространствѣ 25 стиховъ оно пред¬
ставляетъ много особенностей. Оно приводило въ изумленіе мно¬
гихъ христіанскихъ читателей даже въ первые три вѣка, какъ
своими намеками на іудейскія сказанія, неавторизованныя св. Пи¬
саніемъ, такъ и цитатою изъ книги, которая признана апокрифи¬
ческой. На этомъ основаніи, какъ говоритъ бл. Іеронимъ, боль¬
шинство въ его время отвергали это посланіе, и если оно было
признано каноническимъ, не смотря на такія предубѣжденія, то
этимъ оно обязано сильнымъ основаніямъ въ пользу его под¬
линности. Одно изъ этихъ основаній есть отсутствіе какого бы то
ни было побужденія для избранія псевдонима, столь мало извѣст¬
наго, какъ именно св. Іуда, о личности котораго даже въ ранней
церкви неизвѣстно было ничего достовѣрнаго. Апокрифическая ли¬
тература съ самаго начала усердно занимается именемъ ап. Петра31,7);
и всякій, кто желалъ бы добиться признанія своихъ собственныхъ
мнѣній введеніемъ ихъ подъ прикрытіемъ вліятельнаго имени, имѣлъ
бы всѣ искушенія съ цѣлію придать ему вѣсъ авторитета восполь¬
зоваться напр., именемъ Іакова, епископа Іерусалимскаго. Но въ
этомъ отношеніи положительно не было никакого основанія для
принятія имени Іуды. Іуда, который, по преданію, написалъ это
посланіе, нигдѣ выразительно не называется апостоломъ, даже въ
болѣе широкомъ смыслѣ этого слова. Его имя едва упоминается
въ Новомъ Завѣтѣ, да и упоминается только съ цѣлію указать на
невѣріе, которое онъ раздѣлялъ съ своими тремя братьями во время
земнаго служенія Спасителя, до времени того обращенія, которое,