Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ГЭ2 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. позднѣйшаго гностицизма въ описываемыхъ въ немъ еретикахъ,
отсутствія намековъ на сложившуюся впослѣдствіи церковную ор¬
ганизацію и отсутствіе всякихъ слѣдовъ паденія Іерусалима. Что
касается перваго пункта, то позднѣйшій писатель конечно не
преминулъ бы выставить болѣе опредѣленно извѣстныя черты ере¬
тиковъ Керинѳа или Евіона, или еще позднѣе—Карпократа и
Валентиніана. Что касается втораго пункта, то неотразимымъ при¬
знакомъ древности посланія служитъ обстоятельство, что въ немъ
мы совершенно еще не видимъ установившагося во второмъ сто¬
лѣтіи опредѣленнаго различія между епископами и пресвитерами,—
различія, поводомъ къ которому послужило именно быстрое раз¬
витіе ересей, требовавшихъ для противодѣйствія себѣ болѣе авто¬
ритетнаго учрежденія въ церкви. Если бы авторъ этого посланія
былъ Мзагіпе, писавшій во второмъ вѣкѣ, то онъ конечно усвоилъ
бы себѣ въ этомъ отношеніи тонъ, который мы неизмѣнно встрѣ¬
чаемъ у писателей этого времени. Наконецъ въ отношеніи паде¬
нія Іерусалима трудно предположить, чтобы у автора-іудея, пи¬
савшаго послѣ этого событія, не сохранилось никакихъ слѣдовъ
его. Даже если бы онъ, въ видахъ отвода глазъ читателямъ,
избѣгалъ бы прямаго упоминанія о немъ, то всетаки оцъ навѣрно
коснулся бы его въ видѣ такого предсказанія, которое бы, вполнѣ
и точно соотвѣтствуя совершившемуся' факту, получало бы пода¬
вляющее значеніе для набожныхъ читателей. И во всякомъ слу¬
чаѣ гибель іудейскаго государства была такимъ поразительнымъ
событіемъ, что ни одинъ писатель не могъ освободиться отъ его
впечатлѣнія. Отсутствіе такого впечатлѣнія во второмъ посланіи
ап. Петра служитъ поэтому несомнѣннымъ признакомъ его древ¬
ности, а слѣдовательно и подлинности. Наконецъ на апостоль¬
ское происхожденіе разсматриваемаго посланія указываетъ и тотъ
фактъ, что оно по своему тону и содержанію стоитъ неизмѣримо
выше всѣхъ извѣстныхъ намъ сочиненій мужей апостольскихъ
втораго вѣка и въ сравненіи съ ними есть истинно боговдохно¬
венное писаніе. Что касается времени его написанія, то изъ і, . 14 стиха
можно заключать, что оно написано было уже въ то время, когда
ап. Петръ былъ старъ и близокъ въ смерти, а изъ і, 13, 15,
гдѣ авторъ какбы извиняется въ написаніи втораго посланія въ
іудейскимъ христіанамъ, можно выводить, что оно написано было
вскорѣ послѣ перваго. Очень возможно, что вскорѣ послѣ того,
какъ апостолъ отправилъ Силуана съ своимъ первымъ посланіемъ
въ христіанамъ Понта, Галатіи, Каппадокіи, Малой Азіи и Ви¬
ѳиніи, изъ этихъ странъ въ Римъ прибыли нѣкоторые изъ тузем¬
ныхъ жителей, принесшихъ съ собою' извѣстія касательно дѣй-