Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
190 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. сланія, ши не признавалъ его подлиннымъ. Изъ этого видно, какъ
мало можно основывать свои сужденія касательно подлинности
или неподлинности соборныхъ посланій на фактѣ молчанія о
томъ или другомъ изъ нихъ древнихъ отдовъ или учителей церк¬
ви. Это именно обстоятельство и необходимо имѣть въ виду при
разсмотрѣніи втораго соборнаго посланія ап. Петра. Впрочемъ не смотря на то, что это посланіе имѣетъ за себя
внѣшнихъ свидѣтельствъ древности гораздо меньше, чѣмъ всякая
другая книга въ Новомъ Завѣтѣ (что и послужило для многихъ
новѣйшихъ критиковъ къ отверженію его подлинности), мы все-
таки находимъ довольно раннія данныя, которыя могутъ служить
къ оправданію его подлинности и употребленія въ церквахъ. Такъ
Оригенъ въ первой половинѣ ІП столѣтія опредѣленно говоритъ, что
второе посланіе ап. Петра было уже извѣстно въ его время, хотя и
прибавляетъ къ этому, что нѣкоторыми оно подвергалось сомнѣ¬
нію 80Э). Въ томъ же вѣкѣ Фирмиліанъ, епископъ Кесаріи Кап¬
падокійской, пиша къ» св. Кипріану Карѳагенскому, обвиняетъ
■епископа римскаго въ томъ, что онъ „позоритъ свв. апостоловъ
Петра н Павла, которые въ своихъ посланіяхъ проклинали ере¬
тиковъ и увѣщавали насъ избѣгать ихъ“ 804). Въ свя^и съ име¬
немъ ап. Петра здѣсь можетъ подразумѣваться только именно
это посланіе. Второе посланіе ап. 'Петра было обращено къ
тѣмъ церквамъ, какъ и первое (ш, 1), а одною изъ упоми¬
наемыхъ въ первомъ церквей значится и Каппадокія, къ которой
именно принадлежалъ Фирмиліанъ. Такимъ образомъ мы получаемъ
рѣшительное свидѣтельство въ пользу подлинности втораго посланія
ап. Петра изъ той именно области, гдѣ оно могло быть лучше
‘всего извѣстно. Затѣмъ изъ Евсевія Кесарійскаго (который самъ
впрочемъ относилъ это посланіе къ ’АѵтіХеубреѵок Грскрск), мы знаемъ,
что Климентъ Александрійскій занимался толкованіемъ на собор¬
ныя посланія—какъ общепризнанныя, такъ и такія, которыя от¬
вергались иными: отсюда кажется вѣроятнымъ,'что послѣдній былъ
знакомъ съ этимъ посланіемъ, такъ какъ его именно Евсевій Ке¬
сарійскій относилъ въ подлежащимъ сомнѣнію. Понятно, что этимъ
древность втораго посланія отодвигается раньше вѣка Фирмиліана
и Оригена, и такимъ образомъ можно думать,-что Оно находилось
въ обращеніи уже при жизни Климента Александрійскаго. Самъ
Евсевій Кесарійскій, относя это посланіе къ ’АѵиХеубр.еѵок, въ тоже
время свидѣтельствуетъ, что оно какъ душеполезное прилежно
читалось вмѣстѣ съ другими книгами св. Писанія., Начиная съ четвертаго вѣка и далѣе подлинность втораго
посланія ап. Петра признавалась большинствомъ писателей; но
въ позднѣйшее время противъ него стали подниматься возраженія,