Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПЕРВОЕ СОБОРНОЕ ПОСЛАНІЕ СВ. АП. ПЕТРА. 187 Общее значеніе этого мѣста, именно касательно сошествія
Криста во адъ для провозглашенія Евангелія нѣкогда непокорнымъ
умершимъ, ясно для всякаго непредубѣжденнаго и несофистиче-
йкаго ума. Нѣкоторые пытались избѣгнуть этого очевиднаго смысла,
Ігбъясненіемъ его въ томъ смыслѣ, что Христосъ нроновѣдывалъ
’ ъ лидѣ Ноя; или объясняя выраженіе „ проповѣдалъ “ въ смыслѣ
объявилъ осужденіе или ограничивая находящихся въ темни¬
цахъ духовъ Адамомъ и ветхозавѣтными святыми; или переводя
'слово ёѵ сроХахт) въ смыслѣ „на сторожевой башнѣ ожиданія “(!);
•или предполагая, что Христосъ пронцвѣдывалъ только тѣмъ ду-
хамъ, которые покаялись въ то время, когда они тонули! Но всѣ
'эти попытки возникаютъ изъ узкаго духа предубѣжденности и раз¬
личныхъ умозрѣній, слишкомъ узкихъ для того, чтобы обнять без¬
граничную любовь божественнаго откровенія. Что было плодомъ
.проповѣди Христа, апостолъ не говоритъ объ этомъ. Нѣкоторые,
пожалуй, готовы предполагать, что проповѣдь Христа въ преиспод-
■ немъ мірѣ была единодушно отвергнута нѣкогда непокорными умер¬
шими, хотя упоминаніе о ихъ прежнемъ непослушаніи, невиди¬
мому, даетъ поводъ къ заключенію, что теперь они оказали по¬
слушаніе. Другіе могутъ, если только хотятъ, утверждать, что эта
у проповѣдь Евангелія безплотнымъ духамъ ограничилась только до-
:/ потопными грѣшниками,—намъ нѣтъ дѣла до подобныхъ выводовъ. Мы
і должны имѣть дѣло съ ясными словами св. Писанія и принимать
*; ихъ откровенія настолько, насколько именно намъ открыто въ нихъ;
.а они открываютъ намъ все, что только возможно для законнаго
вывода изъ несомнѣнныхъ фактовъ. То заключеніе, которое выве¬
детъ всякій благоразумный читатель изъ излагаемаго здѣсь факта,
заключается въ томъ, что здѣсь не говорится ни о чистилищѣ,
ни о всеобщемъ возстановленіи, но здѣсь бросается лишь благо¬
словенный свѣтъ на одну изъ самыхъ темныхъ загадокъ боже-
ствснной справедливости:—на уясненіе тѣхъ случаевъ, гдѣ конечное
Й осужденіе безконечно непропорціонально навлекшему его паденію.
Съ другой стороны, мы не настаиваемъ и на выводѣ Ермы и св.
Климента Александрійскаго, касательно того, что въ этомъ
мѣстѣ разумѣются также и другія посольства апостоловъ и свя¬
тыхъ въ міръ духовъ. Мы принимаемъ слова св. Писанія какъ
они есть и истолковываемъ ихъ съ чувствомъ благодарствен-
; наго упованія. Г, ■ Такимъ образомъ, продолжаетъ апостолъ, прежде своего нро-
; славленія Христосъ пострадалъ за насъ плотію. Поэтому и мы
должны вооружиться тою же рѣшимостью. Страданіе (конечно,
. здѣйь разумѣется христіанское страданіе) есть смертельный ударѣ
дЯЯ- человѣческихъ Похотей. „Ибо довольно;; что вы въ прошедшее Ф,