Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
184 ігдрвтлі; дни христіанства. нымъ приказаніямъ Дѣян, іг, 19. 31; ѵ, 28—32, 40—42),—
когда мы-долЖны; повиноваться скорѣе Богу, чѣмъ человѣкамъ; но
эти случаи.; исключительные въ обычномъ теченіи жизни. Вообще
же. въ нормальномъ состояніи человѣческій законъ стоитъ на сто¬
ронѣ,божественнаго порядка, и въ чьихъ бы рукахъ ни находи¬
лось наблюденіе за его исполненіемъ, онъ долженъ быть уважаемъ
и ему должно быть оказываемо повиновеніе. Этотъ урокъ столь
необходимъ былъ для христіанъ того времени, что онъ убѣдительно
преподается какъ ап. Іоанномъ (Іоан, хіх, 11), такъ и ап. Петромъ
и самимъ ап. Павломъ 252). Болѣе чѣмъ когда либо онъ необхо¬
димъ былъ въ то время, когда въ Іудеѣ уже подготовлялись опас¬
ные мятежи; когда сердца іудеевъ по всему міру горѣли яростнымъ
пламенемъ ненависти противъ мерзостей деспотическаго идолопо¬
клонства; когда христіане обвинялись въ томъ, что они всесвѣтные
возмутители (Дѣян, хѵп, 6); когда какой нибудь бѣдный христіан¬
скій рабъ, отправляемый на мученіе или подвергаемый пыткѣ,
могъ легко дать волю накипѣвшей въ его душѣ горечи и разра¬
зиться апокалипсическими предсказаніями о внезапномъ судѣ, ко¬
торый долженъ будетъ постигнуть таинственный Вавилонъ за всѣ
его преступленія; когда язычникъ въ своемъ невыносимомъ пре¬
зрѣніи могъ злонамѣренно истолковывать пророчество о конечномъ
истребленіи міра огнемъ въ смыслѣ мятежнической угрозы о под¬
жогѣ, и когда христіане въ Римѣ по этому самому обвиненію уже
переносили ужасы Неронова гоненія 2‘3). Покорность властямъ въ
это время была поэтому первымъ долгомъ всѣхъ, которые желали
склонить на свою сторону язычниковъ и спасти церковь отъ ка¬
кого нибудь ужаснѣйшаго взрыва негодованія и гоненія, которое
даже въ глазахъ благомыслящихъ и терпѣливыхъ язычниковъ могло
казаться политическою необходимостью. „Итакъ—говоритъ апостолъ — будьте покорны всякому чело¬
вѣческому начальству 254), для Господа: царю ли, какъ верхов-
ной власти ), правителямъ ли ), какъ отъ него посылаемымъ
для наказанія преступниковъ и для поощренія дѣлающихъ добро;
ибо такова есть воля Божія, чтобы мы, дѣлая добро, заграждали
уста 21'1) невѣжеству безумныхъ людей, какъ свободные, не какъ
употребляющіе свободу для прикрытія зла2*8), но какъ рабы Божіи“.
„Всѣхъ почитайте“ — это общее правило, а въ примѣненіи соб¬
ственно къ вамъ 2'9)—„братство любите, Бога бойтесь, царя чтите“
(1 Петр, н, 13—17). 3) Высказавъ эти общія правила, апостолъ прилагаетъ ихъ затѣмъ
сначала, къ домашнимъ слугамъ ,е0), какъ, къ рабамъ, так$ и къ
свободнымъ,;увѣщавая ихъ со всякимъ страхомъ повиноваться го¬
сподамъ^ іН4ц.ЩЖЬК.О, • (Добрымъ и кроткимъ, но и суровымъ, считая