Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
178 , ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА.. особен- прежде, сектой. тюремнаго заключенія ап. Павла, такъ какъ во время дѣятель¬
ности послѣдняго',ап. Петръ едвали бы написалъ какой либо изъ
церквей, исключительно основанныхъ апостоломъ народовъ. Со¬
стояніе церквей, къ которымъ дѣлается въ немъ обращеніе, вполнѣ
согласуется съ такимъ предположеніемъ. Онъ пишетъ тѣмъ, кото¬
рые, не смотря на перенесенное ихъ вѣрою жестокое испытаніе,
подобное тому, какому подвергается золото въ огнѣ (1 Петр. і,
7; іт, 12),—всегаки скорѣе подлежали опасности, чѣмъ смерти.
Они подвергались ложнымъ обвиненіямъ, какъ злодѣи (1 Петр. іі,
12,, 15), злословіямъ (1 Петр. п, 23; ш, 9; іѵ, 14), угрозамъ ,еа)
и общей системѣ застращиванія и страданія ,90),—а это какъ
разъ и есть то состояніе вещей, какое должно было существо¬
вать въ провинціяхъ послѣ Неронова гоненія. Событіе это по
необходимости выдѣлило христіанъ въ качествѣ предмета
ной ненависти, превосходящей все, что они испытывали
когда въ глазахъ міра они были лишь жалкой іудейской
Оно именно сдѣлало извѣстнымъ имя „христіанъ", которое хотя
изобрѣтено было насмѣшливыми остряками въ Антіохіи еще въ
44 году, до этого времени однакоже не входило въ общее упо¬
требленіе '9'). Свидѣтельство, что гоненіе распространилось „по
всѣмъ провинціямъ", впервые встрѣчается лишь у такого поздняго
писателя какъ Орозій 19 2) и у насъ не имѣется подтвержденія
для увѣренія Тертулліана, что Неронъ сдѣлалъ угнетеніе хри¬
стіанъ постояннымъ закономъ имперіи 198). Нѣкоторые пытались
доказать, что указанное въ посланіи состояніе вещей могло суще¬
ствовать только во время гоненія Траяна (въ 101 году) *94), что
конечно равносильно тому, что посланіе это подложно. Но если
принять во вниманіе, что мы находимъ слѣды страданій, по край¬
ней мѣрѣ столь жестокихъ, какъ тѣ, на которыя указываетъ ап.
Петръ, нѣсколько времени раньше, чѣмъ началось Нероново го-
неше ), и въ апокалипсическихъ письмахъ къ семи церквамъ
Азіи послѣ него (Откр. і, 9; іі, 9, 10, 18; ѵі, 9, 11; хѵш, 24;
хх, 20),—то вся эта аргументація окажется лишенною всякаго
основанія. Члены секты, о которой „спорили повсюду" и для
которой даже лучшіе языческіе писатели не могутъ найти лучшаго
эпитета, чѣмъ „проклятая",—секты, о которой съ самаго начала
думали, что она неразлучна съ ужаснѣйшими преступленіями 196),—
члены секты, которые съ самыхъ первыхъ дней повидимому под¬
вергались всевозможнымъ оскорбленіямъ въ, настѣнныхъ каррика-
турахъ 197), могли конечно и въ позднѣйшіе.-годы Нерона, какъ
и въ, дни Траяна, подвергаться такимъ именно огорченіямъ и бѣд¬
ствіямъ, о которыхъ говоритъ ап. Петръ 198). Рѣшительнымъ до-
казйтельетцОмъ' противъ гпрфд<Д|^ образомъ позднѣй-