Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
Г76 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. (п, 9—11), гдѣ всеу что’ на небѣ и на землѣ и подъ землей, исчи¬
сляется. въ, качествѣ, отдѣльныхъ классовъ подданныхъ прославлен¬
наго Искупителя‘л ■ . -Но увы!, „человѣческое извращеніе затемнило самое небо созер¬
цаніемъ ‘его чрезъ посредство своихъ собственныхъ предубѣжденій,
и ясный свѣтъ откровенія напрасно изливался на подавляющій
страхъ будущаго. Попытка объяснить сошествіе Іисуса Христа
во адъ просто цѣлью освободить святыхъ патріарховъ или вну¬
шить ужасъ злымъ духамъ, суть недостойныя измышленія лже¬
мудрствующихъ новоучителей. Объясненіе проповѣди Христа мерт¬
вымъ въ смыслѣ только проповѣди осужденія 18‘) есть одинъ изъ
печальныхъ образчиковъ жестокости протестантскаго богословія,
пытающагося подорвать надежду на милосердіе Божіе за гробомъ. Доказавъ такимъ образомъ подлинность и выяснивъ особенно¬
сти перваго посланія ап. Петра, мы можемъ теперь заняться во¬
просомъ: что служило его цѣлью? Ясно во всякомъ случаѣ, что
оно не предназначалось въ качествѣ системы богословія. Нѣкото¬
рые предполагали, что цѣль его прямо примирительная; что за¬
имствуя одинаково у ап. Павла и св. Іакова и стараясь какбы
заставить ихъ говорить одними и тѣми же устами *82), !ап. Петръ
желалъ уладить возникшіе споры и показать, что христіанская
вѣра, проповѣдывалась ли она іудействующими или приверженцами
ап. Павла, въ сущности была однаитаже. Можно допустить, что
въ душѣ ап. Петра отчасти и было такое намѣреніе. Такъ онъ,
между другими, обращается къ церквамъ Галатіи, которыя были
сценой самыхъ ожесточеныхъ споровъ; а своимъ молчаніемъ о за¬
конѣ и опущеніемъ такихъ выраженій, какъ „оправданіе вѣрою
онъ быть можетъ желалъ показать, что существенныя истины хри¬
стіанства могутъ быть совершенно свободны отъ полемической оже¬
сточенности. Въ этомъ молчаніи навѣрно была нѣкоторая предна¬
мѣренность, потому что всякій при чтеніи Словъ ап. Павла къ
Галатамъ (у, 13): 1) „къ свободѣ призваны вы, братія"; 2) „только бы свобода ваша не была поводомъ къ угожденію плоти 3) „но любовію служите (ВооХебете) другъ другу",—
и сопоставляя ихъ съ изреченіями ап. Петра въ п, 16: 1) „какъ свободные", ■ - 2) „не какъ употребляющіе свободу'для прикрытія зла", 3) „но какъ рабы (ВооХоі) Божіи",-^-йе можетъ не видѣть,
что сходство здѣсь болѣе чѣмъ случайное 18*): Тождественность въ
самомъ построеніи, сходство въ ритмѣ, отголоски той же самой
мысли;,/рѣшительно доказываютъ^ чтО ап. Петръ читалъ посланіе: