Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЯ ЧЕРТЫ ПЕРВАГО ПОСЛАНІЯ АП. ПЕТРА. 175 Г. 5^-. ( ^зъ потопѣ, какъ на поразительныхъ представителей міра грѣш-
► никовъ, осужденныхъ по человѣку плотію, но живущихъ по Богу
I духомъ; ибо, указывая на судъ, ожидающій язычниковъ, онъ смяг-
'чаетъ страшную мысль о ихъ нечестіи и объ ожидающемъ ихъ
•будущемъ воздаяніи словами, что въ виду этого именно состоянія
- вещей (еіс тоото) Евангеліе и благовѣствуемо было мертвымъ,—съ
'тою цѣлью, что какъ бы ни былъ ужасенъ судъ, долженствующій пасть
.на' ихъ человѣческую природу, всетаки надежда на нѣкоторое ду¬
ховное участіе въ божественной жизни не могла навсегда исключаться
въ моментъ ихъ смерти. О результатахъ этой проповѣди ничего не
( 'говорится. Въ этомъ изреченіи не заключается никакого ученія ни ка¬
рательно всеобщности избавленія, ни касательно условнаго безсмертія.
Всѣ подробности, какъ и во всей эсхатологіи св. Писанія, оста¬
ются неясными и неопредѣленными; но ни одинъ добросовѣстный
человѣкъ, желающій искать въ св. Писаніи истины, а не улавли¬
вать какія бы то ни было ошибки, какія только онъ можетъ при¬
писать ему въ качествѣ своего особаго убѣжденія, — не можетъ
•отрицать, что здѣсь есть основаніе для обузданія того инослав¬
наго ученія, противъ котораго возвышали свой голосъ многіе изъ
величайшихъ святыхъ и богослововъ мо). Если Христосъ проповѣ-
далъ мертвымъ, которые были нѣкогда непослушны, то св. Писа¬
ніе этимъ.. показываетъ намъ, что моментъ смерти еще не озна¬
чаетъ окончательнаго и безнадежнаго мученія для всякой грѣш¬
ной души. Изъ всѣхъ нелѣпыхъ орудій невѣжественной полемики
противъ тѣхъ, кому открыта была возможность болѣе широкой
надежды, чѣмъ какая представлена человѣчеству Кальвиномъ, са¬
мое нелѣпое состоитъ въ положеніи, что такая надежда будто бы
уничтожаетъ необходимость самаго дѣла Христова! Какъ будто
это не та самая надежда, которая даетъ любви Христовой ея на¬
иболѣе могущественную дѣйственность! Мы рѣшительно отвергаемъ
тотъ ложный взглядъ, что будто бы дѣло спасенія потерпѣло
неудачу въ достиженіи своей цѣли по отношенію къ огромному
большинству тѣхъ, за которыхъ умеръ Христосъ. Пользуясь та¬
кимъ образомъ свѣтомъ, проливаемымъ этимъ ученіемъ на со¬
шествіе Христа во адъ, мы распространяемъ дѣло искупленія
и на тѣхъ изъ мертвыхъ, которые неокончательно ожесточились
противъ благословенности искупляющаго дѣла Христова. Этимъ
именно завершается божественный всеобъемлющій кругъ всеобщей
благодати Божіей. Тутъ, по справедливому замѣчанію одного пи¬
сателя, „мы можемъ видѣть расширенный парафразъ на распро¬
страненную варіацію подлинной тэмы ап. Павла о вселенскомъ
характерѣ посланничества Христа и о Его главенствѣ надъ мі-
■Ѵ.дщм'ь; и особенно того мѣста въ посланіи къ Филиппійцамъ ‘ •і