Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
174 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. раньше Его пришествія. Если бы въ этомъ посланіи не заклю¬
чалось ничего-другаго кромѣ этого великаго ученія, то оно уже
вслѣдствіе этого сразу стало бы выше высказываемаго противъ него
легкомысленнаго обвиненія, будто оно „имѣетъ характеръ лишь
произведенія заимствованнаго и потому отличающагося общими
мѣстами11 Мы разумѣемъ конечно знаменитую страницу, въ
которой ап. Петръ говоритъ (ш, 18, 19, 20), что „Христосъ,
чтобы привести насъ къ Богу, однажды пострадалъ за грѣхи наши,
праведникъ за неправедныхъ, бывъ умерщвленъ по плоти, но оживъ
духомъ, которымъ Онъ и находящимся въ темницѣ духамъ, согиедѵш,
проповѣдалъ, нѣкогда непокорнымъ ожидавшему ихъ Божію долготер¬
пѣнію ,78), во дни Ноя, во время строенія ковчега, въ которомъ
немногіе, то есть, восемь душъ спаслись отъ воды“ ,7Э). Что это не
случайный намекъ, видно изъ того, что ап. Петръ опять возвра¬
щается къ нему какбы съ цѣлью сдѣлать его значеніе безспорно
яснымъ. Говоря о гибели язычника, который послѣ жизни грѣха
л самоуслажденія долженъ будетъ отдать отчетъ Судіи живыхъ и
мертвыхъ, апостолъ замѣчаетъ: ѵибо для того и мертвымъ было
благовѣсгпвуемои, и какбы съ цѣлью устранить всякое извращеніе
своей мысли прибавляетъ слова: „чтобы они, подвергшись суду по
человѣку плотію, жили по Богу духомъ“ (1 Петр. іѵ, 6). Немного въ
св. Писаніи словъ, которыя были бы такъ извращаемы и лишаемы
своего истиннаго значенія, какъ именно эти. Это одна изъ драго¬
цѣннѣйшихъ страницъ св. Писанія. Она стоитъ почти одиноко
въ св. Писаніи, не въ мерцаніи, правда, свѣта, который она бро¬
саетъ на страшную тайну судьбы грѣха, но въ томъ способѣ,
которымъ она открываетъ намъ источникъ, откуда исходитъ
этотъ мерцающій свѣтъ. Если это выраженіе имѣетъ какое либо
значеніе, то оно означаетъ, что Христосъ, когда Его Духъ низ-
шелъ въ преисподній міръ, провозгласилъ благовѣстіе спасенія нѣ¬
когда умершимъ нераскаянно. Въ первомъ, правда, изъ двухъ ука¬
заній на эту истину проповѣдь формально ограничивается тѣми,
которые умерли въ потопѣ. Но это зависитъ отъ двухъ причинъ.
Душа ап. Петра переполнена была представленіемъ о потопѣ какъ
образѣ очищенія міра сначала смертію, а затѣмъ избавленіемъ,
подобно тому именно, какъ крещеніе есть образъ смерти для грѣха
и новой жизни въ праведность. Онъ имѣетъ въ виду также сдѣ¬
ланное Христомъ сравненіе дней Ноя съ днями Сына человѣческаго.
Но невозможно предполагать, чтобы допотопные грѣшники, какъ бы
они ни выдавались Своимъ нечестіемъ, были единственными изъ
всѣхъ мертвыхъ, которые сподобились принять благовѣстіе избав¬
ленія. Такое ограниченіе исключается вторымъ мѣстомъ. Тамъ
.апостолъ .объясняетъ, что онъ указалъ на тѣхъ, которые погибли ■ь'А ■ .і "у-