Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЯ ЧЕРТЫ ПЕРВАГО ПОСЛАНІЯ АППГЕТРА. ТТЗ" о „страхѣ" въ і, 17, онъ отнюдь не имѣетъ въ виду выска¬
зать что-либо вопреки Рим. ѵш, 15, ’72), подобно тому, какъ нѣтъ
такого противорѣчія и въ 1 Іоан, іѵ, 18 ‘'Зз). Страхъ, о которомъ
^говоритъ ан. Петръ, есть только боязнь отпаденія отъ благодати.
Тутъ нѣтъ противорѣчія между апостолами, но есть только оттѣ¬
нокъ различія въ изображеніи ими „многоразличной премудрости
Божіей" ”4). ИІ. Различіе затѣмъ можно видѣть и въ вопросѣ о возрожде¬
ніи и крещеніи. Здѣсь опять взглядъ ап. Петра по преимуществу
имѣетъ общій нравственный характеръ, между тѣмъ какъ у ап.
Павла — таинственный догматическій. Возрожденіе у ап. Павла
означаетъ новое твореніе, начало жизни, которая не есть че- ловѣческая и личная жизнь, а которая есть „Христосъвъ насъ".
Съ другой стороны ап. Петръ, подобно св. Іакову, смотритъ
р-х на это новое рожденіе, какъ на произведеніе живаго и оби-
ѵ тающаго въ насъ слова Божія, производящаго очищеніе, обусло¬
вливаемое-послушаніемъ истинѣ и имѣющее своею цѣлью живую
надежду и искреннюю братскую любовь (1 Петр. і, 22, 23; Іак.
і, 18). Между тѣмъ какъ крещеніе у ап. Павла есть начало но*-
ваго рожденія и общенія духа, у ап. Петра съ другой стороны
(каково бы ни было точное значеніе употребляемаго имъ труднаго
выраженія -|,в) ясно во всякомъ случаѣ, что его мысли главнымъ
образомъ устремлены На нравственныя обязанности, которыя вхо-
Іі дятъ въ крещеніе, какъ печать нашего освобожденія посредствомъ
воскресенія Христова. , 10. Ап. Петръ такимъ образомъ низводитъ, такъ сказать трансцендентальное богословіе ап. Павла съ неба на землю, изъ
і области возвышеннаго богословія въ область практической хри¬ стіанской жизни, и мы видимъ отсюда, какъ различіе даровъ, со¬ общенныхъ тѣмъ же самымъ Духомъ Божіимъ, соотвѣтствуетъ
личнымъ потребностямъ каждаго христіанина и какъ созерцаніе
истины съ многихъ • различныхъ точекъ зрѣнія даетъ намъ возмож-
ность понять ея силу и совершенства. Но въ тоже время ап. Петръ
'.проповѣдуетъ только одно ученіе, которое почти составляетъ его
^исключительную особенность и неоцѣнимо по своему значенію. Въ
Інемъ онъ не только подтверждаемъ нѣкоторыя изъ самыхъ широ-
/кйхъ надеждъ, которыя дано было его собрату апостолу если не
Iьфшрытъ, то по крайней мѣрѣ проповѣдыватъ другимъ, но также
^дополняетъ эти надежды новой стороной весьма мало оцѣненнаго
.% въ дѣйствительности полузабытаго въ настоящее время члена
^•христіанскаго символа вѣры, — именно о цѣли сошествія Христа ІВІ> адъ ‘,6). Въ этой истинѣ заключается не менѣе, какъ распро- ршеніе искупительнаго дѣла Христова на мертвыхъ, умершихъ