Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ГГ2 : т ^ Первые дни христіанства. г составляющихъ отголосокъ изреченій ап. Павла, говоритъ, что
„страдающій плотію перестаетъ грѣшить* (1 Петр. іѵ, 1); по прак¬
тическій разумъ ап. Петра не походилъ на болѣе глубокій геній
яп. Павла, и значеніе ею словъ, какъ они развиваются въ послѣ¬
дующихъ стихахъ, заключается просто въ истинѣ, что страданіе
христіанина само заключаетъ въ себѣ все блаженство испытанія;
и что подобно тому, какъ роскошь и пресыщеніе языческой жизни
(В) есть въ сущности состояніе грѣховное, такъ и испытаніе, пе¬
реносимое воиномъ Христовымъ, вооруженнымъ Духомъ Христа,
-естественно полагаютъ конедъ соблазнительности грѣха. Ап. Па¬
велъ главнымъ образомъ останавливается на избавленіи отъ вины,
яп. Петръ — на избавленіи отъ грѣха. У ап. Павла смерть Хри¬
стова есть средство искупленія; у ап. Петра она главнымъ образомъ
есть побужденіе къ исправленію. Ап. Павелъ въ Рим. ѵі, 1—15 пи¬
шетъ подобно глубокому богослову; ап. Петръ въ іѵ, 1—4 сво¬
его перваго посланія употребляетъ болѣе простой языкъ христіан¬
скаго нравоучителя. Единеніе между христіанами и смертью Христа
по ап. Павлу есть единеніе внутреннее; у ап. Петра это едине¬
ніе имѣетъ болѣе внѣшній характеръ, и оно скорѣе убѣждаетъ
насъ къ послушанію, чѣмъ измѣняетъ нашу внутреннюю природу і67). П. Подобныя же различія можно видѣть и въ употребленіи
другихъ словъ. Вѣра напр. есть господствующее слово у ап. Пе¬
тра ,68), но ни онъ, ни какой либо другой писатель въ Новомъ
Завѣтѣ, не употребляетъ его въ томъ исключительномъ и трансцен¬
дентальномъ смыслѣ, который составляетъ особенность ап. Павла.
У ап. Павла, какъ мы уже видѣли, оно подходитъ къ значенію
безусловнаго единства съ Христомъ 16Э); ап. Петръ, подобно св.
Клименту, употребляетъ его въ смыслѣ „сущности вещей, которыя
составляютъ предметъ надежды, убѣжденіе въ невидимой реально¬
сти1' по}. Это въ дѣйствительности „упованіе на обѣтованіе Божіе"
(1 Петр. і, 3, 13; ш, 15); оно поэтому почти близко сходится
съ надеждой. Въ посланіи къ Римлянамъ главная цѣль вѣры есть
искупляющее милосердіе Божіе, доказываемое смертію Христа
(Рим. іт, 25); у ап. Петра вѣра главнымъ образомъ направляется
на будущее спасеніе, залогомъ для котораго служитъ воскресеніе
Христа и средствами — Его страданія. И хотя. ап. Петръ столь
много останавливается на добрыхъ дѣлахъ, что выраженіе „дѣлать
добро" (ауа&сщоібГѵ) въ этомъ его посланіи встрѣчается не менѣе
девяти разъ (1 Петр. и, 14, 15, 20; ш, 6, 11, 18, 16, 17; хѵ, 19),
однакоже онъ отнюдь не старается доказывать какую либо теорію
объ оправданіи дѣлами, а просто смотритъ на добрыя дѣла такъ же,
какъ смотритъ- на нихъ и ап. Павелъ, именно, какъ на естествен¬
ный' результатъ - христіанскаго призванія. Равнымъ образомъ, говоря