Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЯ ЧЕРТЫ ПЕРВАГО ПОСЛАНІЯ АП. ПЕТРА. 17 Г наши Самъ вознесъ тѣломъ Своимъ на древо* ***), что „мы искуп¬
лены драгоцѣнною кровію Христа, какъ непорочнаго агнца “
(1 Петр.і, 18, 19); но божественная истина многостороння и без¬
гранична, и въ то время, какъ ап. Павелъ главнымъ образомъ
останавливается на смерти Христа, какъ избавляющей насъ отъ
закона и отъ проклятій закона, отъ состоянія вины, ап. Петръ
говоритъ о ней главнымъ образомъ какъ объ освобожденіи отъ на¬
стоящей безнравственности 1М), какъ объ искупленіи отъ суетнаго1
традиціоннаго земнаго образа жизни ,е6), какъ о средствѣ остав¬
ленія грѣховъ и жизни въ праведности: — и это по его воззрѣнію
слѣдствія, которыя особенно заключаются въ той болѣе общей
мысли, что Христосъ умеръ для того, чтобы „привести насъ къ
Богу“ (1 Петр. ш, 18, сн. Рим. у, 2; Ефес. п, 18; Евр. х, 19).
Кромѣ того, различные взгляды на цѣль смерти Христа, самыя
средства, которыми достигается эта цѣль, разсматриваются также
съ различныхъ точекъ зрѣнія. По богословію ап. Павла христіа¬
нинъ столь близко участвуетъ въ смерти Христа, что этою смер¬
тію плоть, — т. е. плотской принципъ всякаго грѣха, убивается
внутри его (Рим. уі, 12 — 14; ѵш, 3; Гал. у, 24; 2 Кор. у, 14).
Ветхій человѣкъ распятъ со Христомъ и новый человѣкъ, сокро¬
венный человѣкъ сердца, духовная природа живетъ жизнью Христа
чрезъ таинство единенія съ Нимъ. Въ свою очередь ап. Петръ также
употребляетъ выраженія, которыя сразу же напоминаютъ намъ о
выраженіяхъ употребленныхъ ап. Павломъ, но употребляетъ ихъ
съ различною цѣлью. Онъ также говоритъ объ „участіи въ Хри¬
стовыхъ страданіяхъ* (1 Петр. гѵ. 13), но это только въ
буквальномъ смыслѣ страданія (какъ въ Рим. уш, 13); и онъ
никогда не касается открыто (хотя несомнѣнно и предполагаетъ
тайно) тождества и совоплощенія христіанина съ жизнію и смер¬
тію Спасителя. Страданія Христовы, по его ученію, производятъ
свое дѣйствіе нравственною силою примѣра, такъ что Его жизнь,
страданія и послушаніе есть копія, по которой мы должны пи¬
сать, есть слѣдъ, по которому мы должны идти. Отъ грѣха мы
такимъ образомъ можемъ избавиться подражаніемъ Христу <ее).
„Ибо — говоритъ ап. Павелъ (-— умершій освободился отъ грѣха“
(Рим. -уі, 7), разумѣя подъ этимъ, что тотъ, кто въ крещеніи
(уі, 4) былъ погребенъ со Христомъ въ Его смерть, крещеніемъ
также и воскресъ съ Нимъ въ новую жизнь общенія, въ кото-
.ромъ правда Божія содѣлалась оправданіемъ человѣка. Ап. Па¬
велъ въ сущности разумѣетъ здѣсь всю ту глубокую истину, ко¬
торую онъ таинственно излагаетъ въ Рим. ѵі, 1—15 и которую
поясняетъ въ остальной части этой главы болѣе понятными ино¬
сказаніями. Въ свою очередь ап. Петръ въ словахъ* несомнѣнно1